Перейти к содержимому


SpaceX будет возвращать ступени, когда ей позволят заказчики

Космос США перевод

Сообщений в теме: 9

#1 BigPhil

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 857 сообщений

Отправлено 02 Май 2014 - 06:14

Изображение
SPACEFLIGHT NOW

SpaceX будет возвращать ступени, когда ей позволят заказчики


STEPHEN CLARK

30 апреля 2014 года


Воодушевлённая мягкой посадкой первой ступени ракеты Фалкон-9 в Атлантическом океане после старта 18 апреля, в течение ближайших нескольких месяцев SpaceX планирует серию тестовых приземлений ступени, но только на запусках, где ракета имеет достаточный запас оставшегося топлива для выполнения сложного маневра возвращения, необходимого для безопасного приземления ракеты на Землю.

Изображение
Стоп-кадр из видеозаписи, показывающий как первая ступень Фалкона-9
опускается в Атлантический океан с выдвинутыми посадочными опорами.
Фото: SpaceX


SpaceX надеется, что к концу года эти эксперименты закончатся возвращением ракет целыми и невредимыми во время их посадки на двигателях на мысе Канаверал.

Основатель и генеральный директор SpaceX Элон Маск, отталкиваясь от своих постов, размещённые в Твиттере вскоре после запуска, заявил в пятницу, что первая ступень вернулась на Землю после завершения почти трёхминутной работы в начале миссии по снабжению Международной космической станции.

"Данные показывают, что первая ступень с девятью двигателями Merlin 1D неповреждённой и под управлением достигла поверности моря, по-видимому, мягко приводнившись в Атлантике почти с нулевой скоростью", — сказал Маск.

"Я счастлив сообщить, что мы смогли выполнить мягкую посадку бустера Фалкон-9 в Атлантике", — сказал Маск на пресс-конференции в Национальном Пресс-клубе в Вашингтоне. "Все данные, полученные нами, показывают, что она совершила мягкую посадку и после этого была в исправном состоянии".

Во вторник SpaceX опубликовала видео- и фотокадры с камеры, установленной на ракете, и, как видно, первая ступень, выхлопом двигателя поднимая туман с поверхности моря, с выдвинутыми посадочными ногами опускается в океан. SpaceX попросила видеоэкспертов-любителей попытаться улучшить искажённые кадры.

Маск описал это достижение в мягкой посадке как "огромную веху для SpaceX и, конечно, для всей космической отрасли".

SpaceX заявляет, что стоимость коммерческого запуска ракеты Фалкон-9 составляет около 60 миллионов долларов. Маск сказал, что полностью многоразовая ракета, с доведённым до совершенства процессом восстановления и частыми запусками, может сократить стоимость запусков в сто раз.

Но в ближайшие несколько лет SpaceX сфокусируется на демонстрации возможности повторного использования первой ступени.

"Стоимость первой ступени примерно 70 процентов стоимости запуска, так что если мы сможем повторно использовать её и запускать с минимальными затратами между полётами, и заказчики будут довольны — а заказчикам может потребоваться несколько лет чтобы привыкнуть к этому — то, очевидно, возможна 70% экономия по сравнению с тем, что сейчас", — сказал Маск.

Изображение
18 апреля ракета Фалкон-9 взлетает с мыса Канаверал, штат Флорида.
Это крупный план нижней части первой ступени Фалкона-9, на котором показаны
четыре посадочные ноги в стартовом положении.
Фото: Вальтер Скриптунас II / Scriptunas Images


"Никто никогда раньше не совершал мягкую посадку жидкостной ступени ракетоносителя, и я думаю, что это сулит очень хорошие перспективы повторному использованию", — сказал Маск. "То, что SpaceX делала до сих пор является эволюционным, но не революционным. Если мы сможем возвращать ступень неповреждённой и повторно её запускать, то это окажет по-настоящему революционное воздействие на стоимость космического транспорта".

После того, как пневматические толкатели отделили первую ступень от верхней ступени Фалкона-9, которая продолжила ускоряться на орбиту, первая ступень снова запустила двигатели для двух манёвров, чтобы направить ракету в зону посадки в нескольких сотнях миль к северо-востоку от мыса Канаверал, примерно на восток от границы Джорджии и Южной Каролины.

Ракета-носитель сожгла керосин и жидкий кислород, оставшиеся после окончания основной работы первой ступени — запуска 18 апреля.

Но сильное волнение моря в зоне посадки Фалкона-9 разрушило первую ступень, и находившиеся рядом катера извлекли только фрагменты ракеты. Одной в основном спасённой частью был межступенчатый переход, который соединяет нижнюю и верхнюю части ракеты-носителя, сказал Маск.

"В этом случае мы просто пытались заставить ракету снизить скорость до нулевой на уровне моря. Мы не старались попасть в точное место", — сказал Маск. "Тем не менее, мы были в пределах нескольких миль от нашей цели. Небольшими усилиями мы, конечно, улучшим это".

Во время следующего запуска SpaceX, предварительно запланированного на 10 мая, инженеры запрограммируют первую ступень приводниться в океан ближе к мысу Канаверал. SpaceX говорит, что это является частью всё более амбициозной серии тестов по возвращению, которые, как надеется Маск, увенчаются точным приземлением первой ступени Фалкона-9 на суше к концу 2014 года.

Мягкая посадка 18 апреля была самым существенным достижением SpaceX в десятилетнем пути к многоразовой ракете.

Первоначально, чтобы замедлить спуск ступеней ракет, SpaceX использовала парашюты подобно тому, как возвращались твёрдотопливные ракетные ускорители космического челнока. Но такой подход так и не заработал, и в 2011 году SpaceX объявила о планах по переходу к концепции спуска на реактивной тяге, в которой первая ступень Фалкона-9 возвращалась бы на Землю с точностью вертолёта, опускаясь вертикально на посадочные опоры.



Улучшенная версия видео, записанного на первой ступени Фалкона-9
во время её спуска в Атлантический океан. Фото: SpaceX


Впервые SpaceX попробовала посадку на реактивной тяге в сентябре во время запуска с базы ВВС Ванденберг, штат Калифорния. Ракета вышла из-под контроля во время спуска и развалилась.

Согласно Маску, компания в два раза увеличила мощность азотных двигателей управления вращением и добавила в систему пропелланта — холодного газообразного азота.

Во время следующего запуска компания попытается провести эксперимент ещё раз, но Маск сказал, что инженеры будут вооружены уроками, извлечёнными из последнего полёта, так как эксперименты являются частью процесса обучения.

"На этот раз наши катера будут много лучше", — сказал Маск. "Нам отчасти не повезло в том, что мы, фактически, приземлили ступень посреди сильного шторма. Будем надеяться, что на этот раз нам не придётся делать это. Также мы будем садиться гораздо ближе к земле, чем в прошлый раз".

Маск сказал, что с запланированными SpaceX на 2014 год ещё восемью запусками у компании хорошие шансы на возвращение первой ступени Фалкона-9 с управляемой посадкой на мысе Канаверал к концу года.

"С каждым последующим запуском мы ожидаем всё большую и большую точность посадки", — сказал Маск. "Если всё пойдет хорошо, я настроен оптимистично, и к концу года мы сможем приземлить ступень на мысе Канаверал. Предполагая, что это произойдёт, мы должны быть в состоянии где-то в следующем году повторно запустить бустер".

Представитель SpaceX Эмили Шанклин сказала, что некоторые миссии Фалкона-9 не будут иметь достаточно дополнительного топлива для сложного маневра возвращения первой ступени. Некоторое не уточнённое SpaceX количество топлива должно быть зарезервировано для возвращения первой ступени на Землю после завершения её основной работы.

Более тяжёлые спутники нуждаются в большем импульсе ракетоносителя Фалкон-9, требуя от SpaceX выделить для миссии дополнительное топливо.

Шанклин отказалась сообщить, какие из предстоящих запусков не будут снабжаться достаточным запасом топлива для попытки приземления первой ступени, но чиновники SpaceX ранее сказали, что Фалкон-9 не имел достаточного остатка топлива в двух миссиях в декабре и январе, чтобы попытаться посадить ракету.

Эти полёты доставили трёхтонные спутники связи SES-8 и Thaicom-6 на геопереходную орбиту — тот тип высокой орбиты, который часто используется телекоммуникационными полезными нагрузками, предназначенными для размещения на высоте 22 300 миль над экватором.

При запуске Thaicom-6 в начале января SpaceX использовала небольшой остаток топлива в баках первой ступени для проведения одного из двух включений, необходимых для мягкой посадки ракеты в океане.

У SpaceX этим летом запланировано два запуска на геопереходную орбиту для гонконгского телекоммуникационного оператора AsiaSat.

В долгосрочной перспективе планы SpaceX на повторное использование будут ограничены миссиями, где загрузка топлива на носитель Фалкон-9 позволит выполнить как запуск космического корабля, так и возвращение первой ступени.

Ограничения могут быть ослаблены по мере того как заказчики SpaceX станут более уверены в грузоподъемности ракеты Фалкон-9, сообщили должностные лица в индустрии.

Часто операторы запусков резервируют дополнительный запас топлива на ранних миссиях конкретной ракеты, а затем постепенно снимают ограничения, когда ракета-носитель приобретает послужной список. Источник в промышленности сказал, что SpaceX также может увеличить возможности подъёма путём оптимизации условий хранения жидкого топлива ракеты.

Некоторые комментарии

Рис Уильямс:
Это большое достижение. Приятно видеть, что кто-то думает нестандартно и думает о том, как вернуть ступени и повторно их использовать. Знаете, настоящими первопроходцами были те, кто рисковал, и то, что сейчас сдерживает нас, это то что люди боятся рисковать и предпринимать необходимые следующие шаги по развитию космических полётов. Я говорю: продолжай хорошую работу, Элон ...

Линда Скотт Лейси:
На этом видео ничего не видно.

Трэвис J Martin:
К вашему сведению: это видео показывает, как первая ступень Фалкона-9 совершает мягкую посадку в Атлантическом океане. Да, оно сильно повреждено.

rss777:
Вы правы, Линда ... не на что смотреть, но оно даёт некоторое визуальное свидетельство, подтверждающее данные телеметрии, показывающие очевидную мягкую посадку на воду. Им повезло получить хоть какие-то данные всего с одним самолётом слежения в этом районе и очень плохой погодой.
Будем надеяться, что мы получим лучшее видео в будущих попытках. Хорошая работа, SpaceX.

Гэри Селларс:
rss777, боюсь не убежден. Тот факт, что SpaceX говорит о возвращении лишь фрагментов, указывает на то, что ступень, вероятно, приземлилась ЖЁСТКО. Мне трудно поверить, что сильное волнение моря вызовет достаточные для разрыва керосиново-кислородных баков структурные повреждения и заставит ступень затонуть (так как это едва ли не единственный способ, что я могу представить, как это могло произойти) .

Я предполагаю, что видеозапись была получена по радиоканалу (а не с возвращённого носителей записи?)

Дана Уэллс:
Гэри Селларс, так значит Маск лжёт, когда говорит, что телеметрия показывает имевшую место мягкую посадку? Нет, он не лжёт. Любой желающий может посмотреть на ТМ и проверить его заявления. И да, сильное волнение несомненно может вызвать такие тяжёлые структурные повреждения.

Рик Лергун:
Это видео просто бесподобно, не так ли?

Адам Уильямс:
"запланированными SpaceX на 2014 год ещё восемью запусками". Это забавно, так как у них всегда было в манифесте 12 пусков каждый год, но они когда-либо достигли только 3-х. Было бы интересно узнать погоду, в которую он летел на посадку, или у скольких запусков хватает резерва на посадку. До сих пор была 1 попытка посадки в год, и это как при разработке пассажирского самолёта с одним полётом в год. Почему Facebook не может просто купить испытательных полётов за $16 млрд., чтобы закончить работу?



Источник

Сообщение отредактировал BigPhil: 02 Май 2014 - 06:15

Изображение Изображение Изображение

#2 BigPhil

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 857 сообщений

Отправлено 02 Май 2014 - 06:23

Конечно, инженер, исходя из своих знаний и опыта, скажет, что этот "Грассхоппер" полная чушь и будет прав. Человек без инженерных знаний, но с критическим мышлением, посмотрев на видео и фото, скажет, что Маск врёт, как сивый мерин и будет прав, исходя из своего знания жизни. Ну в самом деле, какие бредовые отмазки: слабые катера, плохая погода, испорченное видео, которое теперь должен исправлять краудсорсинг.

Посмотрите, какие фотодоказательства предыдущих посадок показал этот Маск.

Изображение Изображение

А вот якобы возвращение якобы с Луны Аполлона-15
Изображение

У нас технологии пошли вспять? Смотрю на свой телефон — нет, всё стремительно развивается. Разница между реальным американским полётом в космос и постановочным не может быть более наглядной.

Также посмотрите на эту голимую компьютерную графику якобы реальных испытаний "Кузнечика".


Ну а на чём сердце-то успокоится? Понятно, что эту аферу с кузнечиком надо как-то завершать. Не хочу ничего накликать, но Маску не мешало бы осторожнее ездить на машине и смотреть под ноги, как бы там не оказалась арбузная корка.

Сообщение отредактировал BigPhil: 02 Май 2014 - 07:11

Изображение Изображение Изображение

#3 BigPhil

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 857 сообщений

Отправлено 02 Май 2014 - 05:59

В понедельник 28 апреля компания SpaceX в лице её генерального директора Элона Маска перешла к открытой конфронтации с Россией и с американской компанией United Launch Alliance

http://spaceflightno...rd180injunction

Цитата

Федеральный апелляционный суд США издал временный запрет United Launch Alliance на покупку российских двигателей и оборудования для своей уважаемой ракеты Атлас-5 после жалобы SpaceX, утверждавшей, что такие продажи нарушают санкции США, введенные в результате действий России на Украине.

Изображение
На фото двигатель РД-180 на первой ступени ракеты Атлас-5. Фото: NASA/KSC

В жалобе, поданной в понедельник, SpaceX заявила, что "российская космическая и оборонная промышленность возглавляется заместителем премьер-министра России Дмитрием Рогозиным. Г-н Рогозин находится в списке санкций Соединенных Штатов в результате присоединения к России Крыма".

Изображение Изображение Изображение

#4 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 461 сообщений

Отправлено 02 Май 2014 - 09:16

А ещё удивляются, что Путин ничего не накладывает ответных санкций. А зачем? Американцы и сами прекрасно справляются. :)
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#5 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 02 Май 2014 - 09:56

Просмотр сообщенияBigPhil (02 Май 2014 - 05:59 ) писал:

В понедельник 28 апреля компания SpaceX в лице её генерального директора Элона Маска перешла к открытой конфронтации с Россией и с американской компанией United Launch Alliance

http://spaceflightno...rd180injunction
Уже есть:
http://forum.polismi...448#entry151448 (с комментариями г-на Рогозина)
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#6 U-235

    Активный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 208 сообщений
  • LocationЮжный Урал

Отправлено 05 Май 2014 - 07:21

Есть ещё "Антарес" с двигателями НК-33. А преловутый "Мерлин" - походу единственный кислородно-керосиновый движок, котрый смогли разработать амеры.

Да, 9 двигателей для вывода на орбиту 3-х тонн ПН это круто...

#7 pkdr

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 940 сообщений

Отправлено 06 Май 2014 - 08:54

Просмотр сообщенияU-235 (05 Май 2014 - 07:21 ) писал:

Есть ещё "Антарес" с двигателями НК-33. А преловутый "Мерлин" - походу единственный кислородно-керосиновый движок, котрый смогли разработать амеры.
И выглядящий на фоне того же НК-33 очень бледно, настолько, что его авторы непрерывно вопят о тоталитарности НК-33.

Просмотр сообщенияU-235 (05 Май 2014 - 07:21 ) писал:

Да, 9 двигателей для вывода на орбиту 3-х тонн ПН это круто...
Это ещё ничего, эти чудики планируют делать тяжёлую ракету с 28 двигателями в первой ступени, Н1 смотрит на них с грустной улыбкой.

#8 BigPhil

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 857 сообщений

Отправлено 08 Май 2014 - 05:24

Статья-ответ на судебную тяжбу между SpaceX и ULA, подтверждающая, что подоплёка в борьбе за рынок выведения между американскими компаниями и Санкции ни при чем

Цитата

Что интересно, к запрету на поставки РД-180 привел чисто американский конфликт. Одна из местных фирм пыталась воспользоваться санкциями против россиян и занять место конкурентов, которые получали из России оборудование.

Изображение

Истинной же причиной рассмотрения этого дела в американском суде, по мнению многих наблюдателей, стала совсем не политика, а конкурентная борьба между коммерческими структурами в самих США. Частная калифорнийская компания SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) решила использовать выгодную для себя политическую конъюнктуру, чтобы разрушить монополию на запуски военных спутников, которой до сих пор владела ULA. И для этого подала иск против корпорации, созданной Boeing и Lockheed Martin, а также федерального правительства в лице Военно-воздушных сил.

Да, ведутся разговоры о налаживании производства аналогичных двигателе на территории США. Уже 20 лет ведутся, но воз и ныне там. Купленная лицензия на производство РД-180, похоже, бесполезна, т.к. для этого нужно наладить множество смежных производств, вплоть до производства нужных сплавов. Разработки же новых керосиновых двигателей, как показал пример двигателя Мерлин, находятся на самом раннем этапе, соответствуя примерно началу 60-х годов прошлого века в СССР.
Изображение Изображение Изображение

#9 U-235

    Активный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 208 сообщений
  • LocationЮжный Урал

Отправлено 10 Май 2014 - 01:54

Цитата

Статья-ответ на судебную тяжбу между SpaceX и ULA, подтверждающая, что подоплёка в борьбе за рынок выведения между американскими компаниями и Санкции ни при чем



Да, ведутся разговоры о налаживании производства аналогичных двигателе на территории США. Уже 20 лет ведутся, но воз и ныне там. Купленная лицензия на производство РД-180, похоже, бесполезна, т.к. для этого нужно наладить множество смежных производств, вплоть до производства нужных сплавов. Разработки же новых керосиновых двигателей, как показал пример двигателя Мерлин, находятся на самом раннем этапе, соответствуя примерно началу 60-х годов прошлого века в СССР.

Налаживание производства в США РД-180 - это базар в пользу бедных. Кстати, лицензии у амеров нет. Есть соглашение о создании СП и комплект конструкторско-технологической документации. Просто когда амеры посчитали сколько будет стоить "американский" двигатель, они бросили эту идею.

Да, несколько часов назад по "России 24" был сюжет об НПО Энергомаш. Там прошли очередные испытания двигателя РД-191. Тяга 200 тонн, удельный импульс 337 сек. И ещё - приняли решение, что двигатели подобного типа исчерпали свои возможности. Теперь речь идёт о разработке детонационного ЖРД.

#10 BigPhil

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 857 сообщений

Отправлено 10 Май 2014 - 07:19

Просмотр сообщенияU-235 (10 Май 2014 - 01:54 ) писал:

Да, несколько часов назад по "России 24" был сюжет об НПО Энергомаш. Там прошли очередные испытания двигателя РД-191. Тяга 200 тонн, удельный импульс 337 сек. И ещё - приняли решение, что двигатели подобного типа исчерпали свои возможности. Теперь речь идёт о разработке детонационного ЖРД.

Да, это предельные параметры для одной камеры керосинового движка. Следует восхититься инженерной прозорливости Глушко, который ещё в 50-х годах столкнулся с первыми трудностями создания мощных двигателей и инстинктивно пошёл по правильному пути — стал создавать многокамерные двигатели. Для гиперголиков проблема стабильности горения не так остра и отсюда объяснение такого увлечения гептиловыми двигателями Глушко, отчего, видимо, и возник тот знаменитый разрыв между Королёвым и Глушко.

А между тем в империи Бобра тогда понятия не имели о проблемах устойчивости горения и создавали вот таких монстров
Изображение

Геннадий Ивченков: "Нужно также отметить, что в начале 60-х годов в американском ракетостроении была «мегалитическая эра», гигантомания — тогда разрабатывались двигатели–монстры, из которых самым большим был двигатель М-1. Выглядел он очень впечатляюще — как настоящий, размером с трёхэтажный дом и люди на фотографии рядом с ним выглядят муравьями. Это был настоящий «Царь-двигатель», но вот только он никогда не испытывался и не летал."
Изображение

Остаётся только гадать, какие реальные параметры были у движка F-1. Велюров даёт ему 460тс/233сек (на уровне моря).
Изображение Изображение Изображение





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных