Перейти к содержимому


Русская цивилизация. Часть 2. Крестьянство

Константин Борисов

В теме одно сообщение

#1 Wolk

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 16 971 сообщений

Отправлено 02 Декабрь 2015 - 01:12

Изображение

Русская цивилизация.
Часть 1
Часть 2. Крестьянство
Изображение

Давайте попробуем разобраться сразу с двумя странностями. 1) Каким же таким образом учение Маркса оказалось возможным «переделать под Россию и 2) Является ли «врожденной тягой к рабству» присущее нам, русским, стремление к единоначалию, к возвеличению самых разных фигур, оказывавшихся на вершине власти.

Еще раз про Маркса. Его фундаментальный «Капитал», помимо анализа развития производительных сил, смен экономических формаций, классовой борьбы, заканчивался выводом о том, что пролетарская революция возможна только при том условии, что пролетариат становится самым массовым классом. Мало того: по Марксу социалистическая революция должна была быть всемирной, всеобщей. Ничего менее подходящего под такие условия, нежели Россия 1917 года, и подобрать-то нельзя: Империя была практически полностью крестьянской, слой пролетариата еле-еле подбирался к 10%. Ни тебе всемирности, ни тебе пролетариата в достойном количестве, а революция произошла, да еще и вполне успешно именно в России.

Итак, 80% населения России перед революцией октября 1917 года – крестьянство. Не перетянув его на свою сторону, никакие большевики к власти бы не пришли, крестьяне бы ряды РККА не пополняли, партизанских отрядов не появилось бы. Так что же такое умудрились предложить большевики крестьянам? Давайте «наискосок» пробежимся по тому, как выглядел вопрос о земле и о крепостничестве – вдруг что-то станет понятнее?..

Мы привыкли к словосочетанию «крепостные крестьяне» настолько, что редко задумываемся – кто входил в эту категорию, входили ли в него все крестьяне, были ли еще какие-то, кроме крепостных. А вопрос весьма занимательный, так что давайте вкратце по нему пробежимся.

Крепостное право складывалось в России достаточно долго. Вот классическое определение:
«Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.»

Звучит красиво, да вот только никак не оговорено – кто был тем землевладельцем и какой была та зависимость.


Изображение

Началось все еще во времена Великого княжества Московского, и было, как водится, связано с дефицитом государственного бюджета, выражаясь современным суконным языком. Армию содержать надо было, денег не хватало – они же тогда не бумажными были. А земли было много, очень много. Идея была проста: наделы земли передавались в управление дворянам (дворянин, напомню – всего лишь «служащий при царском дворе») или помещикам (помещик – тот, кто помещался на землю временно). Крестьяне, жившие и работавшие на таких землях, оставались свободными людьми со всеми правами, которые на тот момент имелись, но за свои наделы обязаны были платить таким временным управляющим оброк. А царская казна расходов на такого «государственного служащего» уже не несла: управляй крестьянами, торгуй плодами их труда и не жужжи. Если все обязательства перед владельцем надела были выполнены, крестьянин имел право дважды в течение недели до Юрьева дня и недели после него расстаться с этим владельцем и перейти к другому – поискать, так сказать, лучшей доли. И уходили, и искали – среди дворян и помещиков хватало тех, кто пытался выжать из крестьян все соки. Так продолжалось вплоть до прихода к власти Бориса Годунова. Именно Борис Годунов отменил право такого перехода – отсюда и поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Затем к власти пришли Романовы, и положение крестьян год за годом, век за веком становилось только хуже. Сначала удлинялись сроки, в течение которых помещики имели право разыскивать беглых крестьян – тех, кого оброки, поденщина и прочее доставали так, что они бежали прочь. С 1 года до 3, потом до 5, до 15, пока в Соборном уложении 1649 года (при Алексее Михайловиче) время на сыск стало бессрочным. В том же уложении крестьяне, вне зависимости от наличия или отсутствия задолженностей перед помещиком, становился «крепок» — то есть навеки прикреплен к тому поместью, в котором его застали ревизии (так тогда называли переписи) 1620-х годов, причем вместе со всеми чадами и домочадцами. Мало того: в этом уложении не были расписаны обязательства крепостных перед своими помещиками – настало время Салтычих и прочих самодуров. Но еще оставалась в силе статья 11 этого уложения – «Крещеных людей продавати не велено». Однако Петр I, которого нам велено любить и уважать, отменил и эту статью – именно в его царствование крестьян стали покупать и продавать, ими стали жаловать особо приближенных… Именно об этих несчастных людях мы читали книжки великих русских писателей, не так ли?

А теперь о любви к царю-генсеку-президенту. Очень странно, но о других крестьянах писали куда как меньше, а стоило бы. Кроме крестьян крепостных было еще несколько категорий.

Черносошные крестьяне. Слыхали? Тяглые люди, платившие тягло исключительно государю, поскольку и жили-то они на государственных землях. Все права вольных людей оставались при них, земельные наделы свои они могли продавать, наследовать, закладывать. Самоуправление имелось, которое само руководило-организовывало реализацию прочих прав и свобод: торговать всем тем, что выращивалось, владеть мельницами, кузницами и чем угодно еще. Черносошные крестьяне – это еще и охотники, добывавшие пушнину, и рыбаки, и бортники-пчеловоды. Узнаете? Именно так – черносошные крестьяне обживали Поморье и Сибирь. Условия их жизни на фоне того, в какой клоаке жили крепостные крестьяне – просто рай. Плати оброк, четко оговоренный – вот и все. У нынешних фермеров условия такие же, если не похуже. И – радуйся тому, что у тебя только один начальник – царь-государь. Есть посредники в лице дворян, бояр, помещиков – есть рабство-крепостничество, нет посредников – нет рабства-крепостничества.

Сибирские пашенные крестьяне – знаете про них? В XVIII веке планировалось сделать Сибирь земледельческим районом, и туда стали ехать все желающие – за государственный счет, на государственные земли, с ссудами и льготами по налогам на несколько лет. И черносошные крестьяне с удовольствием отправились осваивать Сибирь, благо государство обеспечивало их скотом, инвентарем, чтобы ехали не с пустыми руками. Тобольск, Томск, Нарым, Енисейск, Красноярск, Братск, Иркутск, Илимск – уезд за уездом, губерния за губернией. И для них картинка получалась точно такой же: есть посредники в лице дворян, бояр, помещиков – есть рабство-крепостничество, нет посредников – нет рабства-крепостничества.

Однодворцы. Кто такие? Сословие военизированных крестьян на южных рубежах России. До XVII века их называли «служилыми людьми». В прошлом служили они в дворянском ополчении, да вот только обеднели настолько, что от поместий остался «один двор». Жалованья им не платили, а вот они налог выплачивали в таком же размере, как и прочие некрепостные крестьяне. Жили не тужили: хотя границы уходили все дальше – их права никто и не думал ограничивать. Где? Воронеж, Курск, Орел, Тамбов, Пенза, Рязань, Смоленск… И снова все то же самое: есть посредники в лице дворян, бояр, помещиков – есть рабство-крепостничество, нет посредников – нет рабства-крепостничества.

Казаки – с их отдельной, драматической и трагической историей, надеюсь, знакомы многие. Давайте просто названия вспомним. Донское войско, хопёрские казаки, вятские казаки, мещерские казаки, северские казаки, Волжское войско, Сибирское войско, Яицкое войско, Астраханское войско, Азовский казачий полк, Таганрогский казачий полк, Чугуевское казачье войско… Хватит?

Все перечисленные жили на государственных землях, налоги-оброки платили государю и были людьми вольными, со всеми правами и свободами. Их положение настолько разительно отличалось от условий, в которые попали крепостные крестьяне, что никакого иного отношения к государю, кроме как восторженной любви, уверенности в том, что царь является сосредоточением справедливости, и быть-то не могло. Я не упомянул про нерусских крестьян Поволжья и Приуралья – они тоже никогда не были крепостными. Все тот же Петр I объединил всех вольных крестьян, за исключением казаков, в одно большое сословие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвал – «государственные крестьяне». При первой ревизии, в 1719 году таковых оказалось 19% от общего числа крестьян. А при десятой ревизии, проведенной незадолго до отмены крепостничества – в 1858 их было уже 45,9%. Свою лепту в эти проценты внесли и 2 миллиона «экономических крестьян»: Екатерина, грубо говоря, отобрала их у Русской Православной Церкви – у господ священников тоже имелись крепостные. И, когда нам рассказывают, что только хитрые большевики смогли заставить русских крестьян бороться с церковью – это не больше, чем хитрость. Были основания для ненависти у крестьян, были…





Изображение


Извините за такой длинный экскурс в историю, но вот что получается. Крестьяне крепостные, видя, насколько лучше живут крестьяне государственные, на царя-батюшку молились, как на властелина в высшей степени справедливого, гарантировавшего права, свободы, а порой и большую помощь – если речь шла о новых землях. Ведь государь не единожды помогал и с переездом-перевозом скарба на дальние расстояния, а порой и подъемные приплачивал.

Государственные крестьяне, видя, как мучаются крепостные, молились на царя-батюшку ровно по той же причине: видели, насколько он справедливее, человечнее на фоне помещиков да дворян. Получается, что «тяга к крепкой руке, природная тяга к добровольному рабству», о которой так любят распространяться наши либералы и украинские «демократы» — просто ложь и клевета. Да, по сути цари и императоры России много сотен лет вот таким способом реализовали старинный принцип «Разделяй и властвуй», но делали они это так, что вера в доброго и справедливого верховного властелина действительно стали привычна и симпатична. Такое удивительное применение этого самого «Разделяй и властвуй» — когда разделенные не натравливались друг на друга, дало удивительный результат.

Для России крестьянской укоренилось понимание справедливости как единая – государственная — собственность на землю, на которой должны жить люди свободные, владеющие землей, которую они обрабатывают, со всем комплектом прав – на наследование, продажу и объединение. У таких людей должно быть право и на самоуправление – коллективизм, присущий миру русской деревни, тоже стал мерилом справедливости. Это настолько важно, что я повторю еще раз: стремление видеть над собой одного – высшего — повелителя действительно присуще нам, людям Русского мира. Но это не изобретенная либералами «природная тяга к рабству», а нечто абсолютно противоположное – так наши предки сотни лет понимали высшую справедливость.

Если ты сумел попасть на земли государя (царя-батюшки, императора) – над тобой кроме него больше никого нет. Нет поборов, барщин, оброков, нет продажи тебя лично в одни руки, а членов твоей семьи – во вторые, третьи, десятые. Есть – одинаковое отношение ко всем, кто рядом с тобой: налоги на дворы одинаковы, права на землю – одинаковы. И ты имеешь право жить в мире деревни, не опасаясь того, что какой-то барин-самодур окажется выше решений схода. И землю свою ты оставишь детям и внукам, которых насильно никто никуда не угонит, не продаст. И, если уж говорить о классовом расслоении общества, то на Руси оно имело специфический оттенок: главный буржуин – царь, был намного справедливее и заботливее, чем буржуины меньшего масштаба. Как только ты стал государевым человеком – все, о притеснениях дворян, помещиков ты мог забыть. Вот понимание высшей справедливости русским крестьянином: земля – государственная; владеет землей тот, кто ее отрабатывает; крестьянин – человек вольный, со всеми правами и с обязанностями только перед государем, безо всяких «посредников»; община управляется ее членами и решения общины – закон внутри нее.





Изображение


Сильных отличий ведь не найти, если по честному и непредвзято. Входившие в состав Советов большевики выбросили два лозунга: «Войне – конец!» и «Землю – народу!». До большевиков и Советов никто вслух даже не заикался на эту тему, а большевики сделали эти лозунги главными в своей деятельности. И что – надо удивляться тому, что большевики были услышаны, что они получали с каждым днем все новых и новых сторонников среди крестьян? Среди тех самых крестьян, которые находились в армии и были вооружены… Помните, каким было полное название Советов в 1917 году? «Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Именно этот орган дал полномочия большевикам и левым эсерам распустить Временное правительство и взять власть в свои руки. Народ хотел прекратить войну – большевики это сделали. Народ хотел получить права на землю – большевики их дали. И вариантов, чтобы крестьяне НЕ пошли за большевиками – не было, ведь Ленин и его команда решили воплотить в жизнь вековую мечту: «Земля – Божья!»

Социализм, который Маркс считал возможным только во всемирном масштабе и только после достаточного развития производительных сил, только после того, как пролетариат становился самой большой частью населения, вопреки теории, победил в той самой отдельно взятой крестьянской стране.

При этом гражданская война не могла не возникнуть – помните итоги последней, 10-й ревизии крестьянства, проведенной в 1858 году? Государственных крестьян — 45,9%. Вот это количество крестьян выкупные платежи 1861 года никак не коснулись. Можете самостоятельно проверить, на сколько точно очаги сопротивления Советской власти совпали с местами проживания государственных крестьян и казачества. По моим подсчетам – практически один в один. И это тоже совершенно логично: не действовал на них большевистский лозунг «Земля – крестьянам!», поскольку их земли и так уже им принадлежали уже сотни лет тому как. То есть 54,1% крестьянства изначально пошли за большевиками, а 45.9% и так были «в полном порядке, им те большевики до заднего места были… С учетом казачества соотношение «за красных»/«пофигу нам те красные» было практически 1 к 1 – Гражданская война не могла не начаться.

Специфика нерешенного императором и Временным правительством земельного вопроса сделала возможной социалистическую революцию. Стратегические и тактические успехи большевиков на фоне таких же, но ошибок со стороны Белого движения закрепили успех Октябрьского переворота (даже сами большевики первоначально называли его именно так, лишь несколько лет спустя они окончательно осознали огромную значимость этого события и переименовали «переворот» в «революцию»). Россия встала на новый путь, который, как ни удивительно, оказался удивительно созвучен, гармоничен для нашей Русской цивилизации.

Продолжение следует.

Статья

Сообщение отредактировал Wolk: 13 Январь 2016 - 10:07

Homo homini lupus est

#2 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 241 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 03 Декабрь 2015 - 03:13

Тут давеча занимался изысканиями захоронениями своего деда, павшего в Отечественную войну, в 1942 году, в августе, согласно оказавшейся у меня "похоронке", 12 числа под деревней Громоздово, тогда Курской, а ныне Калужской области. Нашел, кстати, даже в интернете есть фото братской могилы, что в д. Уколица, все той же Калужской области.
Места, я вам скажу, ныне - такая глубинка, что мама не горюй.
Естественно заинтересовался историей тех мест, благо нашлись в интернете и записи местных краеведов. Среди таковых - про историю некой деревни, которая возникла посреди Калужских лесов по повелению основателя рода известных Демидовых - Акинфия. Сам основатель ограничился переселением крестьян (землю и крестьян он получил в дар от Петра Первого), да возведением барской усадьбы. На этом его участие собственно и завершилось. Интересное было потом - когда владельцами сделалось третье поколение Демидовых, да не по основной линии, а по младшей.
В общем последний владелец из Демидовых уже лично проживал в той усадьбе и организовал там обширное и надо понимать выгодное производство мебели и, будете смеяться, чугунолитейного промысла.От основателя рода видать унаследовал предпринимательскую жилку, да жестосердкость. Потому как дело вел с прибылью, но людей своих гнобил немилосердно. Прославился не столько мебелью (а выходила она славная и пользовалась спросом), да чугуном (смешно, но факт мной проверенный: Крышки канализационных колодцев, полагаю, каждый встречал. Так вот их форма и даже дизайн - это от него. Он эти крышки даже в Париж сбывал. По крайней мере пара-другая сохранилась до сего дня, как в деле, так и в музеях. Как ни как, один из первых образчиков применения промдизайна! Блин, из калужской глухомани, на фиг). Но прославился в ту эпоху, сей Демидов именно жестокостью, официально зафиксировано три случая, когда они лично забил до смерти крепостных (сколько не официально - а фиг знает) На том и погорел: В мебельной мастерской начал избивать одного из краснодеревщиков - остальные не выдержали и барина молотком по головке ошеломили. На смерть. Втихую отволокли в близрасположенную сушильную печь и сожгли тело. Все было бы шито-крыто, но мужикам не свезло - следователь попался дотошный. Всю историю раскопал и пошли краснодеревщики в каторгу. НО дело сделали. Наследники усопшего, от наследия избавились, продав его одному военному, который в свою очередь был сыном известного военного деятеля России и аккурат выходил в отставку. Он и купил для одного из сыновей поместье. Сынок, однако был не Демидов, и не в папашу - его больше по части охоты распирало. Остлужив в армии положенное, он из г.Риги прибыл, как тогда говаривали "на покой", в свое поместье. Где и зажил, занимаясь охотой, взымая с мужиков оброк (помните: "Ярмо, он барщины старинной, оброком легким заменил". Отличие только в том, что оброк был не легкий, а так - да, по Пушкину). С ним из Риги прибыла некая девица из рижских немцев. Девицей она была так сказать официально, а по сути - морганический брак-с имел место-с. Та девица, даром что из немцев, и вела хозяйство: завела сад с цветником, дворню уменьшила, по деревням гуляла, всякие там проблемы решая. Свою собственную горничную почитала подругой, обрядила ее в "барское платье", У мужиков гигиену вводила лично своей рукой, не чураясь по крестьянским дворам детишкам сопли утирать, в печи лазить и умывальники по домам развешивать. После последнего Демидова-то мужикам такой барин с барыней, понятно?
Беда пришла откель не ждали. Барин, мотаясь по лесам с охотой, попал в некое дворянское поместью, где имелась доченька на выданье. В общем любовь-морковь, свадьба и новая барыня! Девицу из Риги ранее ввезенную, силой хода вещей из барского дома выперли. А мужики для нее и ее подруги на деревне дом поставили со двором, где она через пару лет и отошла в мир иной, горний и лучший.Впрочем новая барыня, оказалась не хуже прежней. Чем-то ее сия трагедия зацепила. Она продолжила внутреннюю политику прежней девицы, а по смерти соперницы увела в усадьбу двух дочерей ее (по сути своих падчериц) и оказалась отнюдь не злою мачехой. Когда девчонки подросли, она их весьма ловко выдала замуж, выделив весьма солидное приданое. Устроила судьбу - так тогда это называлось.И скончалась сразу после смерти мужа-охотника (видать любила крепко) в тот же год., согласно местной легенде, приводимой краеведами, от "тоски".
Наследники уже не жили в поместье, так как тут 1861 год - Реформа и все такое. К концу 1917 года владелицей поместья осталась внучка того самого "охотника". Она вообще-то была известна тем, что являлась в России первой женщиной, окончившей университет, и всю жизнь проработавшей учительницей в гимназиях.но в начале 1918 года она прибыла в поместье, где вместе с мужиками был составлен Акт, согласно которому всю землю и все имущество, включая барскую усадьбу с домом, передавала местному обществу. Во исполнение, так сказать, большевицких законов, в частности Ленинского декрета "О земле". После чего была посажена мужиками на тройку лошадей и отвезена на жд. станцию, откуда и убыла в Москву, в свой дом. Провожаемая всей деревней, со слезами, пожеланиями и гостинцами. На том следы ее теряются, так как понятно, что краеведы занимались своей деревней, а Москва им была недоступна.
Вот такая русская история. На мой взгляд - так база для целого романа или сериала. И кстати, иллюстрация как к русской жизни вообще, так и к истории крестьянства в частности.
Хочу жить в Бирюлево Западном





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных