Перейти к содержимому


Защитники бесконечности


Сообщений в теме: 4

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 066 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 09 Май 2016 - 12:09

Защитники бесконечности

Ретро-рецензия на х/ф «Офицеры»


Виктор Мараховский


Изображение

Уважаемые читатели!

Сорок пять лет назад на советские экраны вышел художественный фильм «Офицеры» (киностудия имени Горького, авторы сценария Б. Васильев и К. Раппопорт, режиссёр В. Роговой, в главных ролях Г.Юматов и В. Лановой).

…Это был обычный профессиональный блокбастер. Сценарий написал обычный кавалер ордена Отечественной войны II степени, получивший контузию в боях под Вязьмой. Режиссёром выступил организатор художественной самодеятельности 18 стрелковой дивизии. Одну главную роль исполнил обычный кавалер ордена Отечественной войны I и II степеней, бравший Будапешт и Вену. Вторую главную роль исполнил актёр, на войну не попавший по малолетству, но наблюдавший, как его родители получили инвалидность, разливая вручную по бутылкам коктейли Молотова. Песню к фильму написал кавалер двух орденов Отечественной войны II степени и ордена Красной Звезды. А ставший знаменитым теглайн «Есть такая профессия – Родину защищать» сочинил один из продюсеров, министр обороны СССР, дважды Герой Советского Союза.





Этот фильм посмотрели главным образом те, кто имел прямое отношение к данной профессии. То есть примерно треть взрослого населения страны.

Это очень простой фильм. И идея у него одна и очень простая.

Это фильм о бесконечности Родины и о тех, на чьих плечах эта бесконечность стоит.

Несмотря на то, что действие начинается после революции — картина ясно даёт понять с первых сцен, что её действие можно было запросто начать и в 1900-м, и в 1880-м, и в 1853-м, и в 1812-м, и в 1613-м – просто экранного времени не хватило.

Поэтому «содержание предыдущих серий» кратко рассказывает первый командир главных героев, командующий борьбой с басмачами в Средней Азии: «А я всю жизнь гордился моим делом. И отец мой им гордился, и дед. Другие богатством или знатностью – а мы профессией. Есть такая профессия, взводный».

А дальше идёт простая отшифровка этой совсем простой мысли. Начиная с полена, использованного в качестве входного билета на концерт Моцарта в первые послереволюционные годы, и наградных красных шаровар, через внезапные встречи в Китае и санитарных поездах и до того, что считалось в 1971 году «нашими днями», а сейчас уже стало детскими воспоминаниями тех, кому за полтинник.

Весь фильм состоит из повторений. Повторяются места: «Это не просто львы, это знаменитые львы». Повторяется дед с уличными весами на углу, от которого удобно пускать солнечные зайчики в окно Маши и в пятом, и в десятом классе, и когда ты уже курсант танкового училища.

И повторяется сцена поощрения перед строем: деда — за успешную операцию против басмачей, сына — за проявленное мужество в боях с немцами, внука – за успешное командование подразделением ВДВ (на дворе начало 70-х, и тогда русскому солдату тоже было чем заняться).

Лакировки действительности в фильме просто нет. Взводному с молодой женой отводят в казарме угол, заставленный использованными мишенями. Спустя пятнадцать лет он возвращается из Испании с пулевым ранением в спине и командует семье снова переезжать — и жена говорит ему, что из-за этих бесконечных переездов сын двоечником растёт. Спустя несколько лет она своими руками подписывает документы о смерти двоечника, погибшего в бою. Спустя ещё несколько лет – учит французскому внука, чей отец, сгорая заживо, стрелял по врагам и чью мать расстреляли в какой-то избе по приказу эсэсовца.

С точки зрения того, что сейчас называется российским кино, в картине имеется, наверно, «лакировка людей». Если бы «Офицеров» снимали году примерно в 2011-м — вероятно, для жизненности красноармейцы должны были подглядывать сквозь дырявые мишени за личной жизнью взводного.

Командование должно было пить водку вёдрами и бросать солдат на верную гибель, а от начальницы санитарного поезда обожжённые бойцы требовали бы пронзительно правдивого показа сисек. И, конечно, фильм безмолвно задавался бы вопросом на каждом кадре — во имя чего это они. Во имя чего эта Родина. Во имя этого материального убожества, нищеты и новых смертей?

…У меня есть даже версия, уважаемые читатели, почему так вышло бы: потому что современные отечественные кинотворцы воспитали себя на европейском кинематографе и европейской пронзительной литературе XX столетия — то есть на культуре того самого континента, с коллективными силами которого мы сражались и который проиграл нам Вторую мировую войну. Воспитание себя на комплексах побеждённых не могло не привести у детей и внуков победителей к естественным расстройствам личности.

Но Бог с ними.

К счастью, картину «Офицеры» писали, снимали и играли не ушибленные «культурой побеждённых» дети и внуки, а перечисленные в начале рецензии свидетели и непосредственные участники истории.

И поэтому им удалось без всякого надрыва донести, казалось бы, очень пафосную идею. Родина, которую стоит защищать — это не обязательно накопленные непосильным трудом серванты. Это ещё и львы, возле которых дедушка с бабушкой познакомились, и солнечные зайчики в окне Маши, и вообще всё, что называется судьбой.

И она, эта судьба, существует исключительно до тех пор, пока её защищают.

Источник

Изображение

#2 alexandrion12

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 800 сообщений

Отправлено 09 Май 2016 - 04:30

Цитата

…У меня есть даже версия, уважаемые читатели, почему так вышло бы: потому что современные отечественные кинотворцы воспитали себя на европейском кинематографе и европейской пронзительной литературе XX столетия — то есть на культуре того самого континента, с коллективными силами которого мы сражались и который проиграл нам Вторую мировую войну. Воспитание себя на комплексах побеждённых не могло не привести у детей и внуков победителей к естественным расстройствам личности.
На мой взгляд - нет, дело здесь не в европейском кинематографе и не европейской литературе. Как ни прискорбно, но это "всего-навсего" недостатки культурного образования и воспитания.
Почему именно недостатки? Ну... думаю, надо начать с вопроса- а чего собственно говоря жаждет условный кинотворец, если он действительно мнит себя кинотворцом, а не попильщиком бюджета. Естественно - почета, славы, места в истории. И конечно же перед ним встает вопрос - а как всего этого добиться и желательно сразу, вот прям завтра. Можно конечно идти длинным путем- снять интересную короткометражку, потом крепкую драму, а там и до эпиков недалече. Но сие - долгая работа, а славы хочется сейчас. Выход? Сказать-то наконец "новое слово" в отечественном кинематографе. Но для нового слова нужны, как говориться, новые идеи. А искать их либо в технической части кинопроцесса, что дорого, либо в идейной, что в свою очередь ведет к построениям новых эстетических концепций, что и долго и непросто, ибо эксперимент с неизвестной степенью удачности.
Что делать? И выход напрашивается сам собой - поступать от противного, заменить советский "идеализм" на новейший "реализм". Казалось бы, что тут плохого? Верно - в самой постановке реализма совершенно ничего. Но... конкретика реализации творческого процесса задает кинотворцы обыденную задачу- а как он понимает то самый пресловутый реализм.
Я конечно не могу заглянуть в мысли кинотворцов, но смотря на их продукт прихожу к следующим мыслям:
-часть кинотворцов понимает реализм как противоположность идеализму. В эстетическом плане это проявляется как грязь вместо красоты. Как итог - кровавая гебня, штрафбаты, колья на пулеметы и т.д. В результате в лучшем случае получается этакий "трэшак", при чем сами кинотворцы ни в какую не хотят признавать что сняли именно "трэшак", начиная занудно трындеть о том, что они снимали кино не для этих, а для тех, и смысл вкладывали не тот, а этот. Что в общем-то бесполезно, поскольку на экране все видно и даже платные положительные рецензии не спасают.
-часть кинотворцов понимает реализм, как отсутствие идеализма. Да, тут нет декалитров кровищи и запредельной глупости персонажей, но... царствует аморфность. Безликие герои пришедшие ниоткуда и ушедшие в никуда. Ни причин, ни следствий, ни вопросов минимум эмоций.
И выходит, что нашим кинотворцам никто не объяснил, или объясняли, но они успешно забыли, что нет реализма безидейного. Что за каждым эпизодом реальности стоит идея и как правило не одна. Не было бы никакой Победы у нашего народа, если бы за нее сражались придурки или безликие автоматы. Именно то, что делает фильм "Офицеры" шедевром кинематографического искусства, увы, недоступно для нынешних кинотворцов.

#3 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 066 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 09 Май 2016 - 11:15

Моя подруга-художница рассказывала, как ей пришлось писать этюды с москвичами. Говорит, "пишем одну и ту же натуру - красивейшее озеро и горы, лес и небо (оз. Тургояк), мы (т.е. она и художники из Златоуста) пишем что видим - они тоже, но у них на холсте получается какое-то уродство, интересное, может, даже талантливое,но это совершенно искажённая натура. Они уже привыкли так видеть.

#4 Ches.

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 520 сообщений
  • LocationСамарская Лука

Отправлено 10 Май 2016 - 01:56

Просмотр сообщенияnessie264 (09 Май 2016 - 12:09 ) писал:

...
Этот фильм посмотрели главным образом те, кто имел прямое отношение к данной профессии. То есть примерно треть взрослого населения страны.
...
Ошибка. Впрочем, автору простительно в силу возраста. Фильм смотрела (и пересматривала) практически вся страна. Кроме младенцев. А эпизод со штыком на крыше вагона на долгие годы стал мужской шуткой. ))

#5 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 16 Май 2016 - 04:31

Просмотр сообщенияnessie264 (09 Май 2016 - 11:15 ) писал:

Моя подруга-художница рассказывала, как ей пришлось писать этюды с москвичами. Говорит, "пишем одну и ту же натуру - красивейшее озеро и горы, лес и небо (оз. Тургояк), мы (т.е. она и художники из Златоуста) пишем что видим - они тоже, но у них на холсте получается какое-то уродство, интересное, может, даже талантливое,но это совершенно искажённая натура. Они уже привыкли так видеть.
Личное, кратковременное и по касательной общение с представителями кинематографии заставляет согласится с выводами златоустовских мастеров кисти. Это именно так: "Они так видят!" Они на полном серьезе полагают, что это их "видение" крайне важно и обязательно для просмотра всеми. На меня, смотревшего на сии "художества" взглядом удава, завершившего беседу с бандерлогами, они буквально таращились. Их поражало, что мне было скучно! Полагаю, что до сей поры являюсь героем их внутренней мифологии - носителем экзистенциального зла и олицетворением вандала.
Хочу жить в Бирюлево Западном





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных