Перейти к содержимому


Рождение оружия - «лохань», не знающая преград

оружие военная история танк

Сообщений в теме: 3

#1 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 174 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 26 Октябрь 2016 - 10:00

С момента юбилея прошло почти полтора месяца, но 100 лет Самому ТАНКУ - это ИМХО то, что надо праздновать долго!

Его Величеству Танку исполнилось ровно 100 лет

Zementbomber aka Сергей Гончаров

В начале XX века большинство военных теоретиков считало, что крупные вооруженные конфликты будущего станут относительно недолгими (полагали, что длительного противоборства просто не выдержит экономика ни одной из воюющих сторон). Посему ожидалось, что и сами боевые действия также примут высокоманевренный, «кавалерийский по духу» характер. Первые месяцы Мировой войны 1914-1918 гг. вроде бы оправдали «оперативно-теоретический прогноз». Однако, уже к концу первой военной осени все стороны конфликта прочно увязли в траншеях. До «верденской мясорубки» было еще далеко, но попытки прорвать линии обороны «зарывшихся в землю» войск уже приводили к весьма ощутимым потерям (при малозаметных результатах). Естественно, что в подобной ситуации старая как сама регулярная армия идея «подвижного форта», способного «прогрызть» позиции противника (подобно средневековым осадным машинам и «гуляй-городам»), не могла не оказаться вновь востребованной. Вопрос был лишь в том, кто первый более-менее сносно воплотит ее в жизнь на новом техническом уровне.

Первыми (100 лет назад) оказались англичане. В этом не было какого-то особого всемирно-исторического смысла и глубоких, «чугунно-объективных» предпосылок. Просто так получилось. Почти одновременно, в 1914-1915 гг. работы над танками и «танкоподобными» боевыми машинами начались в Великобритании, Италии, России, Франции. А в Австро-Венгрии серьезный проект подобного рода появился еще до Первой Мировой (в 1911 г.). Но «нужным парнем в нужном месте в нужное время оказался» именно британский полковник Эрнест Свинтон. Хотя уже те же 100 лет множество специалистов активно пытаются оспорить данный факт, приводя массу примеров нереализованных и «полуреализованных» проектов боевых гусеничных, колесно-гусеничных и «высококолесных» (есть такой термин) машин, созданных частью опередившими свое время, частью наоборот – безнадежно оторвавшимися от реальности инженерами и военными.

Видимо, помимо естественного патриотизма историков техники и военного дела, в попытках «переспорить прошлое» играют определенную роль и позднейшие исторические события. Юмор состоит в том, что на берегах «туманного Альбиона» не просто давно утратили позиции мирового лидера в проектировании танков. Там их вообще никогда не делали особо удачными. Поэтому, когда «страна - хронический бронебракодел» оказывается в категории «отцов-основателей» - это и вправду воспринимается несколько тяжело. Но что поделать, такова жизнь!

Официально считается, что идея танка родилась в июне 1900 г. в саваннах Трансвааля. Вроде бы именно тогда капитан Британских экспедиционных сил в Южной Африке Свинтон сделал первый набросок «бронированного чудовища». По одной версии – он был потрясен эффективностью действия британских пулеметов. По другой – аналогичный эффект на молодого офицера произвели картины воздействия «маузеров» (не тех, который пистолет «слово имеющий товарищ Маузер», а тех, которые винтовка той же фирмы) и автоматических пушек «Максим» (легендарный пулемет «при рождении» был 38,1-мм автоматической пушкой) буров на пехоту самой Британской Армии. Как бы там ни было – в октябре 1914 г. полковник Свинтон (уже занимая должность секретаря Имперского Комитета обороны) вспомнил об «инженерных опытах юности».

К сожалению для инициативного секретаря, военный министр Горацио Китченер, хоть и был соратником Свинтона по войне с бурами, в «танковом вопросе» оказался человеком консервативным. Фельдмаршал оставил проект создания «сухопутных кораблей» совершенно без внимания («дорогая игрушка!»). Для сравнения: в России проекту создания танка системы капитана Лебеденко уделяли внимание не только шеф военного ведомства, но и лично государь император. Правда, ни монаршее внимание, ни неограниченная финансовая поддержка так и не помогли довести «Царь-танк» до ума. Известный советский и российский историк танкостроения Игорь Шмелев с исчерпывающим лаконизмом описывал финал эпопеи с этим изделием: «работы остановились и гигантский каркас еще долгие годы ржавел в лесу, пугая случайных прохожих своими размерами»… И после этого еще говорят, что причина технической отсталости Русской Армии в 1914-1918 гг. крылась в «консерватизме высших сановников»! Скорее наоборот – они уж слишком сильно доверяли «инженер-оберфантастам» и просто откровенным аферистам от техники!!

Тем временем, на Британских островах события развивались следующим образом. Вопреки всем традициям, в армейские дела решил вмешаться Королевский Флот. Г-н Уинстон Черчилль (морской министр, но кавалерист «по карьерному происхождению» – о том, что сэр Уинстон будет тем самым человеком, который приведет свое государство к победе во Второй Мировой войне, тогда еще никто и не помышлял) смог по достоинству оценить идею сотворить «landship» и тем выиграть войну. Именно по этой причине созданием танка занялось не военное (что было бы логично), а военно-морское ведомство.

20 февраля 1915 г. под эгидой Адмиралтейства был сформирован «комитет сухопутных кораблей» во главе с кораблестроителем (!) Теннисоном д`Эйнкоуртом. Роль «морской жилки» в деле оказалась необычайной. Поскольку корабельные инженеры имели более здравое представление о возможностях «водоплавающих» броненосцев, чем восхищенно глядящие на них с берега «сухопутчики», то первое, что они предложили, это… выкинуть в архив проекты landship-ов, похожих на корабли. Кроме того, «флотские люди» далеко не были уверены, что знают – какой танк нужен полевой армии (и нужен ли вообще?). Поэтому «комитетчики» предприняли очевидный шаг (который, тем не менее, не пришел в голову чиновникам военных ведомств других стран): они решили спросить мнения тех, кому предстояло этими самыми танками воевать. Просто, элегантно, а главное – указанная методика выработки решений актуальна до сих пор.

Не удивительно, что проект был поддержан командующим Британскими экспедиционными силами во Франции генерал-фельдмаршалом сэром Джоном Френчем. Офицеры его штаба быстро сформулировали (впервые в мире!) «тактико-технические требования» к «наземному крейсеру». Он представлялся им, как относительно небольшая (по сравнению с популярными тогда идеями о многосоттонных чудовищах высотой с трех-четырех этажный дом) гусеничная машина с противопульной броней, преодолевающая рвы и воронки шириной до 4 метров и проволочные заграждения со скоростью не менее 4 км/ч (невероятно, но в 1915-м это считалось довольно много), легкой пушкой и парой пулеметов.

В сентябре 1915 г. группа инженеров «презентовала» созданную на базе трактора бронированную машину, в шутку названную «Маленький Вилли». Но это не был еще настоящий танк. Таковой («Большой Вилли») был опробован 30 января 1916 года. И всего через две недели был заказан сразу в числе ста штук под обозначением Mk.I.

Справедливости ради стоит заметить, что с точки зрения современных представлений о танке Мк. I не просто был неуклюж - он выглядит совершенным уродом. К громадному для 27-28-тонной машины корпусу в форме параллелограмма, целиком заключенному внутрь обвода гусеницы, сзади крепилась двухколесная тележка (так называемые хвостовые колеса). При натяжении тросов изнутри танка «рулевое устройство» поворачивалось и заставляла поворачиваться машину. Танки обслуживали, помимо четырех стрелков, еще четыре человека – водитель, командир (который заодно управлял тормозами гусениц) и два трансмиссионщика (работавшие на бортовых коробках передач – по человеку на каждую). В высшей степени оригинальной была и классификация машин – «по половому признаку» (танки, вооруженные пушками, официально именовались «самцами», а машины с исключительно пулеметным вооружением – «самками»; как следствие, когда на части пулеметных танков пришлось устанавливать пушку их назвали «гермафродитами»).

Тем не менее, эти громоздкие, медлительные (скорость 4,5 км/ч) машины и были первыми танками, опробованными в бою. В первой в мире танковой атаке предпринятой 15 сентября 1916 г. у французской деревни Флер-Курслет они, двигались в боевых порядках пехоты, преодолевали окопы и проволочные заграждения, подавляли вражеские пулеметы. Всего в атаке приняли участие 32 машины, из которых 14 успешно сломались и застряли (еще 17 отказали еще до боя), а остальные продвинулись вглубь обороны противника на «целых» 5 км.

Зная историю блицкригов Второй Мировой и современных войн трудно усмотреть в этом сенсацию. Но тогда это расценивалось как чудо. Продвинуться на 5 (пять) километров и потерять ВСЕГО ЛИШЬ 5 тыс. солдат! Невероятно!! В предыдущие месяцы армии союзников порой укладывали в землю десятки тысяч людей, чтобы овладеть несколькими сотнями метров вражеских позиций. Конечно, обе воюющие стороны предпринимали попытки взломать фронт с помощью артиллерии. Но уничтожить всех солдат противника не могли даже грандиозные артподготовки. Те же германские солдаты отлично знали, что если выдержать артиллерийский обстрел и дождаться, когда враг пойдет в атаку – MG-08 (германский «максим») непременно покажет себя с наилучшей стороны.

Такое бессилие средств наступления перед средствами обороны называлось «позиционным тупиком». Война же в «позиционном стиле» стала восприниматься как бессмысленная и бесконечная мясорубка. Танк изменил это. Не сразу, но изменил. Можно сказать, что новое оружие вернуло войне смысл. Вновь начав превращать ее из унылого побоища в разновидность жестокого, но все же искусства. Конечно, в подписи под первой в русской печати фотографией бронированной гусеничной машины, опубликованной в январе 1917 г. журналом «Нива» и гласившей «Лохань» («tank») – новый англійскій бронированный автомобиль, не знаючий преградъ», содержалась изрядная доля неточностей. И преград было достаточно и не автомобиль это был вовсе. Да и новым к тому времени он уже не был. Но мысль о революционном для военного дела характере детища «комитета сухопутных кораблей» оказалась совершенно верной. Эпоха «человеческих» войн начинала потихоньку перерастать в эпоху войн «технологических» (хотя в то время и слова такого еще не придумали).

А что же Россия? Конечно же, здесь существовали и более серьезные разработки, чем бредовые идеи Лебеденко. 9 января 1915 г. (по старому стилю) начальник снабжения армий Северо-Западного фронта генерал Данилов изучил предложение изобретателя Александра Пороховщикова по изготовлению «вездеходной машины, полезной в военном деле» для нужд Действующей Армии. Предложение было подкреплено чертежами и сметой изготовления опытного образца. Суть его состояла в установке на переделанном шасси автомобиля «Форд-Т» под его днищем двух «бесконечных вездеходных лент», чтобы можно было передвигаться на нем как по дорогам, так и по целине. Для поворота на твердом грунте предполагалось использовать два поворотных колеса, расположенных в носовой части по бортам. В мягком же грунте колеса поворот должен был осуществляться «за счет поворачивающего эффекта погруженных колес» и подтормаживания одной из гусеничных лент (сразу видно, что изобретатель машину явно никогда не водил – Прим. авт.).

Такая схема была сочтена сложной в реализации, и потому к изготовлению для опытного образца приняли упрощенный вариант – с одной вездеходной гусеничной лентой под корпусом машины. Всего четыре дня спустя после подачи проекта постройка «вездехода», была санкционирована. На ее изготовление выделялось 9660 рублей и 25 мастеровых.

К маю 1915 г. машина в основном была построена. Не хватало лишь броневого корпуса, который на испытаниях планировалось заменить балластом из мешков с песком. 18 мая состоялись первые официальные испытания, а 20 июля «вездеход» был показан комиссии, которая зафиксировала следующее: «… Оказалось, что означенный «вездеход» легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцать пяти верст в час; … Все значительным выбоины и неровности «полкового двора», где производились испытания, «Вездеход» брал легко на полном ходу. Поворотливость вполне удовлетворительная; в общем «Вездеход» прошел по грунту и местности, непроходимом для обыкновенных автомобилей».

Правда, управление «вездехода» на мягком грунте производилось не колесами, а упором шеста справа и слева от направления движения. Тем не менее, сама идея была сочтена правильной. Далее предполагалось создать образец новой боевой машины с двумя гусеничными лентами, а также дополнить «Вездеход» броневой защитой и вооружением. Возможно, его и удалось бы довести (даже невзирая на «погружающиеся колеса»), но… уже в марте 1917-го проект был окончательно прекращен «ввиду начавшихся беспорядков в стране». Таким образом, «Вездеход» так и не стал ни первым в мире, ни первым в России танком. Оставшись на уровне полупроекта – полумакета-«демонстратора технологии».

Впрочем, некоторая «связь» реального первого танка с Российской империей все же была. Как утверждает одна из многочисленных исторических «бывальщин» (смахивающих на анекдот, но выглядящих правдоподобными - хотя в любом случае это уже невозможно проверить), название нового класса боевых машин обязано своим рождением курьезной истории по части секретности. Для тайной доставки Mk. I к фронту их «запаковали» в деревянные ящики как «большие резервуары для русских» (причем с надписью кириллицей «Осторожно! Петроград!»). Никто и не предполагал тогда, что эта надпись породит новый термин, который на протяжении вот уже 100 последующих лет будет обозначать наиболее мощные боевые машины сухопутных войск. А танки действительно петроградской (точнее - ленинградской) разработки и производства станут таки всемирно известными…


Не напрашивайтесь, "героический бан" придётся зарабатывать дольше и труднее.

Сообщение отредактировал Skaramush: 27 Октябрь 2016 - 06:50

За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#2 dmiyur78

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 642 сообщений

Отправлено 27 Октябрь 2016 - 10:05

На эту тему есть замечательная книга : Семён Федосеев - Танки первой мировой . http://www.litmir.co/bd/?b=168175

#3 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 174 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 28 Октябрь 2016 - 12:49

to Skaramush:
Я то не напрашиваюсь (хотя когда будет надо - без колебаний напрошусь, будьте совршенно покойны), а вот Вы уже явно нарушаете Правила Форума. С каких это пор на Полюсе удаляют ссылки на Источник??
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#4 Ches.

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 466 сообщений
  • LocationСамарская Лука

Отправлено 28 Октябрь 2016 - 07:13

Ничего он не нарушает. Где Ваша логика? Вы же автор, к чему давать ссылку на самого себя? "Ссылочная масса" как показатель нас не интересует, публикуйте свои материалы спокойно. :)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных