Перейти к содержимому


Против растворчества. Слово в защиту искусства



Сообщений в теме: 2

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 992 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 19 Март 2012 - 01:46

Против растворчества. Слово в защиту искусства

Авраам Покой

19 марта 2012

Всякий раз, когда личности, по каким-либо причинам считающие себя творческими, рисуют икону св. Микки-Мауса или устраивают панк-молебен – на ум приходит вопрос: ожидают ли они, что за это на них с небес свалится мультяшная наковальня с надписью Acme Company или будет возложена какая-нибудь блэкметал-епитимья? Судя по реакции на последние события - нет, они такого поворота не ожидают и очень возмущаются, когда нечто подобное происходит.
Это значит: данные личности оперируют символами, в которые не верят. А поскольку из-за этого оперирут они ими беззаботно, как мартышка клавиатурой - они являются носителями опаснейшего вируса, о котором следует рассказать поподробнее.
Для начала - два слова о пользе творчества. Творчество всегда полезно. Оно, даже если совершенно абстрактно - всегда для жизни и всегда для людей. В этом смысле, например, ваяние статуи Давида Микеланнжело Буонаротти вполне можно приравнять с культивированию картофеля, и ещё неизвестно, кому мы этим оказываем честь. Польза от Давида так же очевидна, как от картошки: своим совершенством он вдохновляет не только на борьбу за правое дело, но и, например, на занятия гимнастикой.
При этом, отмечу, истинное творчество не обязательно должно состоять из крутобёдрых брунгильд, творящих великое. Кое-какую пользу приносят и А.П.Чехов, и С.Кинг с их маленькими городками и персональными ужасами - ибо они рисуют тот ад, на фоне которого читатель яснее видит элементы рая в собственном мире.
На собственно творчестве живёт вторичный процесс, комбинирующий то, что уже создано, в новые доходчивые композиции. Он называется масскультом, и его задача - найти среди набора вечных тем и символов то, что актуально сегодня, и подать капризному потребителю в приемлемой комбинации. Его в рамках растительно-продуктовой аналогии можно приравнять к кулинарии. Повару не обязательно быть умным и даровитым - но при соблюдении техники и понимании, что вегету в молоко не сыплют, он вполне успешно может кормить большой, сверкающий огнями завод.
И наконец, - процесс, тупо хавающий готовые ценности и беззаботно вываливающий результат их уничтожения на публику – является просто пищеварением.
Современное искусствоведение называет этот последний вид деятельности «растворчеством», поскольку его цель - именно в расщеплении вечных символов для пропитания сиюминутной тушки деятеля и его ещё более сиюминутных т.н. амбиций.
Представим себе на секунду, что Микеланджело, вместо того, чтобы ваять своего Давида, устроил бы арт-акцию "Давид против Медичи". То есть взобрался бы в голом виде на тумбу посреди Флоренции и стал бы плясать, крича матерные частушки. Акция бы вышла громкая, - но, во-первых, мы лишились бы бессмертного шедевра, а во-вторых – во всей северной Италии имя древнего героя звучало бы не в связи с борьбой против превосходящего противника, а в связи с тем дебилом и его частушками. Когда бы подобные эскапады стали массовыми – представители европейской цивилизации очень скоро перестали бы внятно понимать, что на самом деле означают важнейшие понятия - такие, например, как «Мадонна», «блаженство», «идол» и пр. Всё размылось бы и превратилось в кашу из смутно что-то означающих словес. И уж тем более стало бы непонятно, почему это Мадонна не может быть идолом и почему идол и блаженство – понятия несовместимые. А поскольку именно понимание значений слов принципиально отличает цивилизованного человека от выхухоли – конец такой цивилизации был бы немного предсказуем.
Коротко говоря - всякий символ остаётся собой до тех пор, пока он означает что-нибудь существующее. И чем яснее он это что-то означает – тем больше он существует сам. Когда же слово «Мадонна» означает в первую очередь не совершенную мать, а невесту французского танцовщика Б.Заибата – можно быть уверенным: образу совершенной матери в беззащитных умах населения уже нанесён вполне хиросимный урон. Ибо священное материнство уже лишено однозначного, только ему принадлежащего имени. А это значит, что само понятие священности материнства начинает растворяться во всякой мутоте. Чем это грозит Человечеству – объяснять излишне.
…Растворчество, таким образом, несёт разрушительный заряд, мощность которого зависит от громкости произведённого бадабума. Его можно приравнять поэтому к военной технике – с той лишь разницей, что детонацию АВБПМ посреди г. Москвы заметили бы все и сразу. Детонация же какого-нибудь растворческого акта в умах жителей становится очевидна лишь по прошествии времени и исключительно по косвенным результатам.
Один из примеров подобного рода мы наблюдаем сегодня. Типы, критикующие современников за безразличие к священному понятию Свободы, но при этом защищающие право миккимаусов на пляски во имя свободы в освящённых храмовых помещениях – просто утратили способность понимать, откуда священные понятия берутся и почему исчезают. Им кажется, что "народ одичал" как-то сам: они не помнят собственных упоённых плясок на беззащитных, непродвинутых, нерокнролльных и вообще фанерных святынях предыдущей эпохи.
...К сказанному остаётся добавить: лучшим, хотя и негуманным средством от растворчества было бы принудительное помещение всех растворческих личностей в ту самую реальность, которую они изображают в своём креативе.
Впрочем, сгодится и помещение в обычную реальность с исправительными принудработами. По крайней мере, это будет что-то полезное. А значит, настоящее творчество.

Источник

#2 Финист

    Активный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 907 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 19 Март 2012 - 04:17

По-моему, какая-то мутная аргументация.
Значит, приравняем обряды РПЦ к творчеству Микеланджело, а "выступление" панков в ХХС - к сбрендившему Микеланджело. И этим покажем, что девченки - ай-яй-яй.
Как-то это, мягко говоря, натянуто. И во времена оные были всякие лицедеи. И частушки нецензурные на улицах исполняли. Да и зад, наверняка, оголяли, если публика за это платила.
А уж современная военная абревиатура "АВБПМ" в возрожденческо-религиозном тексте про Духовность, выглядит и вовсе дико.
В общем, незачет. ПМСМ.

#3 alexandrion12

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 189 сообщений

Отправлено 19 Март 2012 - 07:40

Цитата

Современное искусствоведение называет этот последний вид деятельности «растворчеством», поскольку его цель - именно в расщеплении вечных символов для пропитания сиюминутной тушки деятеля и его ещё более сиюминутных т.н. амбиций.
Я не искусствовед. Но на мой взгляд процессы, если так можно выразится анти-искусства, можно объединить в три категории:
1)отрицание действующих доктрин искусства, путем создание новых символов. Противоречить такие символы искусству могут как полностью, так и частично.
2)коммерциализация искусства. Формально отставаясь в рамках действующих доктрин, продукты коммерции упрощены, штампованы и не выходят за рамки "поделок". Искусство перестает быть собой и становится шоу-бизнесом, доходом от внешне красивой но пустой "мишуры".
3)эпатаж ради собственно самого эпатажа. Основная цель- желание шокировать и заработать известность и деньги, подающееся под соусом "нового слова в искусстве" (иначе данный продукт просто проигнорируют). Творчества никакого, способ- известные формы искусства сводятся к абсурду.
Но я бы не стал объединять все данные категории в единую типа "растворчества" из-за разницы целей и способов.

P.S. Говоря о доктрине я имею в виду определенную условность, объединяющее в себе различные концепции видов искусства существующие в настоящее время.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных