Перейти к содержимому


Россия и мир. Химеры норманнизма

Россия История Славяне Норманны

Сообщений в теме: 9

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 102 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 30 Август 2012 - 11:36

Изображение
Россия и мир. Химеры норманнизма

Валерий Шамбаров

Сергей Черняховский в опубликованной «Файлом-РФ» статье «Спорный момент. С чего начиналась Россия?» затронул крайне важную тему переосмысления истоков русской государственности на основе новых фактов. Не ставя своей целью ревизию устоявшегося представления о дате появления нашей государственности, следует признать, что норманнская теория, как и все те концепции, что возникли на её основе, с точки зрения современной исторической науки не могут дать полноценной картины зарождения российского государства. Надеюсь, обсуждение будет продолжено и предлагаю на суд читателя свой взгляд на проблему.




Изображение

Призвание князей – Рюрика и его братьев – в 862 году стало исходной точкой установления самодержавной монархии в России

Изображение
Таким представлялся Рюрик голландскому гравёру XIX века.



В 862 г. несколько славянских и финских племён призвали из-за моря князя Рюрика с варягами, и началась династия, сумевшая создать великую державу.

Однако в трудах зарубежных историков и отечественных «западников» XVIII – XIX вв. данные события обросли «красноречивыми» комментариями: на Русь-де пришли скандинавские викинги, принесли ей основы цивилизации и заложили фундамент самой государственности. А до варягов на нашей земле ничего заслуживающего внимания и быть не могло. Жили какие-то племена – при одном этом слове сразу напрашивается образ дикарей в звериных шкурах.

Данная теория, получившая название норманнизма, господствовала в дореволюционной России, перекочевала и в советскую науку. За рубежом она до сих пор признаётся бесспорной. Да и в отечественной литературе сложился настолько прочный стереотип, что разрушить его оказывается чрезвычайно сложно.

Хотя государственность на территории нашей страны существовала с древнейших времён. Ещё Геродот и другие греческие авторы описывали могущественное Скифское царство. Сейчас однозначно доказано, что в его состав входили праславяне. Причём они были в Скифии отнюдь не бесправным подневольным народом. Археология показывает, что селения земледельцев Поднепровья и Буга не огораживались, скифы не были для них врагами. Праславяне выступали их союзниками, на равных делили военную добычу – в тех же селениях найдено немало трофеев из походов в Закавказье, Ассирию, на Ближний Восток. Найдено и много греческих монет, изделий: земледельцы имели возможность продавать продукцию на экспорт.


Изображение
Город Неаполь-Скифский в Крыму.



Во II в. до н.э. Великая Скифия погибла, но на юге нынешней России возникли царства языгов, роксоланов, аланов, Крымская Скифия. А на рубеже нашей эры начались масштабные расселения славян, римляне называли их венедами. Они заняли Центральную Европу, Прикарпатье, южный берег Балтики – на римских картах это море обозначалось как Венедский залив. И на Балтике античные авторы отмечали довольно развитые государства: наследственную власть «царей», сильные флоты, казённые арсеналы, откуда население в случае войны получало оружие.

Предание рассказывает, что в I в. землю будущей Руси посетил св. апостол Андрей Первозванный. Основал христианские общины в Крыму, поднялся по Днепру, благословил место, где возникнет Киев, видел у новгородцев парные бани и удивлялся им, а потом через Балтийское море вернулся в Рим.

Обычно эту легенду воспринимают скептически. Но, если разобраться, то… ничего невероятного в ней нет. Конечно, Великого Новгорода ещё не существовало. Но в Крыму процветал город Неаполь-Скифский, Неаполь в переводе – Новгород. Парные бани в нём имелись, они найдены при раскопках. Водный путь через Днепр и Волхов уже действовал. Переплыть Балтийское море было реально, его бороздили венедские корабли. А города венедов были крупными центрами международной торговли, римские купцы ездили сюда покупать драгоценный янтарь.

Во II в. прибалтийские государства вандалов, ругов (они же русы, росы, рутены) и др. сокрушили германцы-готы. Часть русов отступила в Причерноморье, объединилась с местными славянами и сарматами-роксоланами. Множество данных, археологических и письменных, свидетельствует, что у них сложилось общее государство. Оно было рыхлым, недолговечным, и в III в. готы разгромили его. Завоеватели создали огромную империю. В числе других народов подданными готских королей стали финские племена чудь, весь, меря. То есть, в империю вошли и территории нынешней Центральной, Северо-Западной России. Некоторые славянские племена стали союзниками готов, вместе с ними нападали на римлян. Другие были покорены.

Римские хроники упоминают русского князя-эмигранта при дворе Константина Великого. А в IV в. на готов обрушились пришельцы с востока, гунны, и на их сторону, как отмечали современники, перешёл князь росомонов (в переводе – «люди рос»). Большинство других славянских племён также поддержали недругов своих поработителей. Готы потерпели сокрушительное поражение, их империю сменила гуннская. Царь Баламбер обласкал славян, под его эгидой образовался племенной союз антов. У них сохранялось внутреннее самоуправление, историки той эпохи называли антского князя Буса и старейшин, казнённых взбунтовавшимся готским королём Амалом Винитаром.





Изображение
Кочевники-гунны и их Царь.



Кочевники-гунны во многом перенимали славянскую культуру. Византийские послы описывали столицу Аттилы, лежавшую где-то на Днепре, красивый город с типично-славянской деревянной архитектурой, резными дворцами, теремами. Приводили и «гуннские» слова – «мёд», «квас», «страва» (поминки). В середине V в., после смерти Аттилы, его держава распалась в жестоких войнах. С этого времени славяне становятся непосредственными соседями Византии, на широком протяжении выходят к её границам.

В византийских описаниях их жизни отразились явные доказательства государственной организации: иерархия знати, административное деление. Упоминаются «царьки» – племенные князья, над ними стояли «цари» или «короли» – предводители крупных объединений. Правление князей дополнялось институтом вече, общих сходов, где решались важнейшие вопросы. Особенно высокого уровня достигло княжество антов. У них отмечалось развитое сельское хозяйство, имелись довольно большие города.

Они защищались мощными валами, деревянными стенами и палисадами. В них располагались резиденции правителей, воинские дружины, жили и трудились ремесленники. Например, в Пастырском городище кузнецы варили железо, изготовляли косы, серпы, лопаты. Рядом располагались мастерские гончаров, ювелиров, оружейников. Воины имели прекрасное оружие, кольчуги, шлемы. Характерными для антов считаются длинные прямые мечи высочайшего качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, «мечи антского типа». Даже в англосаксонской поэме «Беовульф» герои сражаются антскими мечами, самыми лучшими для того времени.

Дожидаться 300 лет, пока придут викинги и научат чему-нибудь полезному, славянам было в общем-то незачем. Потому что гости с запада не могли научить их ничему, зато рядом лежала Византия – средоточие передовой культуры той эпохи. Антия поддерживала с ней прочные связи, была её союзницей. Антские отряды действовали в составе византийской армии, антский гарнизон стоял в греческом городе Тирас на Днестре.

В VI в. Антия пала под ударами Аварского каганата. Он подмял и терроризировал племена, оказавшиеся в пределах его досягаемости, и случились массовые переселения славян. Часть из них двинулась на Балканы. Далеко на север ушли словене, кривичи, полочане, на восток – вятичи и радимичи. А в VII в. могущество Аварского каганата было подорвано, он стал рушиться, и исчезло препятствие, сдерживавшее развитие славян. Они заняли господствующее положение в Центральной и Восточной Европе.

Цепочка их княжеств протянулась по южному берегу Балтики. У подножия Ютландского полуострова располагались владения ободритов. Рядом лежала страна вагров. Еще восточнее – ругиев. От Одера до Вислы жили поморяне. А между ними и литовцами – пруссы. На территории современной Германии от Лабы (Эльбы) до Хафеля и Шпрее обитали лютичи. Южнее их лежали земли лужичан. Нынешнюю Польшу делили между собой мазовшане, ляхи, висляне, словинцы.

В Центральной Европе жили чехи, мораване, паннонцы, на Балканах устроились сербы, хорваты, хорутане. А по Восточной Европе расселились народы, известные нам по летописям. На Волхове – словене. От Псковского озера до Смоленска – кривичи. В Белоруссии – полочане, дреговичи. В Прикарпатье – белые хорваты. На Западной Украине – волыняне. По Днестру – тиверцы, по Южному Бугу – уличи. В Полесье – древляне. В Поднепровье – поляне, радимичи, на Десне и Оке – вятичи. А восточнее полян, от Днепра и до Дона, лежали края северян.
Только надо учитывать, что этими названиями обозначались не просто племена, а государства, и по своему уровню они ничуть не уступали другим европейским странам. У восточных славян арабы выделяли три самых сильных государства: Куяба, Арасания и Славия. Куяба – Киев, княжество полян, Славия – словен с центром в Ладоге (Новгорода ещё не существовало). Арасания – предположительно, княжество северян. Персидская рукопись начала IX в. рассказывала об общественном устройстве полян: «Одна часть их – рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Люди ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба – местопребывание царя...». Как видим, были и правительство, и знать, собирались чётко определенные налоги.

Ибн-Русте писал о вятичах: «Глава их, которого они называют главою глав, зовётся у них «свиет-малик». И он выше супанеджа, а супанедж является его наместником». «Малик» по-арабски «царь». Очевидно, титул звучал как «светлый князь». А «супанедж» – жупан. Воевода, возглавлявший жупу, родовой клан. У ободритов государство представляло собой федерацию, в неё входили рароги, варанги и ещё ряд племён, они имели собственных князей, а во главе союза стоял великий князь. Германцы уважительно именовали его «королём», а племенных князей – «герцогами». Похожее устройство было у лютичей, северян.

Порой возникают недоумения и недоразумения: а куда же подевались русы, давшие имя нашей стране и народу? В мешанине переселений они разделились на несколько частей. Некоторые остались на Балтике – племена рарогов, ругиев, пруссов. Другие осели в Австрии, там было небольшое королевство, и впоследствии австрийские герцоги вели своё происхождение от «русских королей». Ещё одна ветвь присоединилась к словенам. А четвёртая поселилась на Дону и Донце, влилась в племенной союз северян.



Изображение

Фрагмент картины «Битва скифов со славянами». Художник В. М. Васнецов.



Различные источники упоминают здесь русов с середины VI в. В союзе с хазарами они остановили арабскую экспансию на север, совершали набеги в Закавказье. Китайские дипломаты видели русских послов при дворе тюркского кагана. Баварский географ начала IX в. перечислял разные ветви русов – «аттросы», «вилиросы», «забросы», «хозиросы». Основными из них он считал две, балтийскую и южную. А персидский географ Ибн-Хордабег пояснял, что «русы – племя из славян».

Славянская цивилизация ещё в язычестве достигла высочайшего для своей эпохи расцвета. Росли большие и богатые города Аркона, Зверин (Шверин), Волин, Рарог (Рерик), Стариград (Ольденбург), Микелин, Дымин, Коданьск (Гданьск), Ратибор (Ратценбург), Бранибор (Бранденбург), Ретра, Прага, Велеград, Краков, Гнездно, Ладога, Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк. Археологами обнаружены остатки укреплений, святилища, улицы уже в то время оборудовались деревянными мостовыми. В этих городах жили воины, искусные кузнецы, гончары, литейщики, косторезы, ювелиры, ткачи. При раскопках попадаются их изделия, дорогие привозные вещи. Германские авторы сообщали о «гражданских правах» славян, о городской аристократии.



Изображение

Сбор дани в Древней Руси.



Но славянские княжества не были едиными. Кто-то вступал в союзы, кто-то воевал между собой. В результате северяне, поляне, вятичи, радимичи попали под власть хазар. А на Балтике в конце VIII в. разгулялись викинги. Они нагрянули и в Ладогу, разбили князя Буривоя, обложили данью словен, кривичей, финские племена чудь, весь, мерян. Но говорить о какой-то их культурной и просветительской миссии было бы просто нелепо. Достаточно взглянуть хотя бы на перечень главарей скандинавских флотилий: Раскалыватель Черепов, Гадюка, Коварный, Кровавая Секира, Брюхотряс, Грабитель, Свинья, Живодер, Вшивая Борода, Поджигатель. Это были обычные разбойники, и интересовала их только нажива.

Славяне и финны недолго их терпели. Поднялось восстание под предводительством сына Буривоя Гостомысла, викингов изгнали. А племена, участвовавшие в освободительной войне, объединились в союз. По-видимому, как раз держава Гостомысла получила название Русского каганата, её знали и в Византии, и в Германии. Укреплялись связи и с прибалтийскими славянскими княжествами, особенно с ободритами. Сопоставление новгородских летописей, германских хроник и легенд, показывает, что за Годолюба, князя племени рарогов, входивших в федерацию ободритов, Гостомысл выдал замуж дочь Умилу. Рарогам принадлежал крупнейший порт на Балтике, Рерик, дружба с ними была очень важна для торговли.

Об ободритах до нас дошло много сведений от германских историков. Король франков Пипин Короткий и император Карл Великий поддерживали прочный союз с этим княжеством, вместе воевали против саксов, лютичей. Франки называли ободритов «наши славяне». Но в808 г. на них напал датский король Готфрид, привлёк лютичей. Разгромленный великий князь ободритов Дражко бежал и был убит. Датчане взяли Рерик, пленили и повесили оборонявшего город Годолюба.

Все данные сходятся на том, что Рюрик, будущий властитель Руси, как раз и был сыном Годолюба и Умилы. Возможно, его и назвали в честь погибшего города и сокола-рарога, тотема племени. Как и где протекало детство княжича, неизвестно. В826 г. братья Харальд и Рюрик появились при дворе императора Людовика Благочестивого. Их окрестили, обещали поддержку. Но империя франков уже разваливалась, в ней начались усобицы.

А для сирот и изгоев на Балтике открывалась прямая дорога в викинги или варяги. Этими терминами обозначалась не национальность, а род занятий: свободные воины, пираты или наёмники. Их ряды пополнялись удальцами разных национальностей, и варяги-русь были известны ничуть не меньше скандинавских коллег. Они брали неприступную Севилью, разоряли даже Швецию и Данию.

Рюрик выдвинулся в числе самых умелых и удачливых варяжских вождей. Эскадры под его началом крепко отметились во Франции, Испании, Англии, Германии. Опираясь на достигнутый авторитет и накопленные богатства, он в 853 – 854 гг. попытался отвоевать отцовское княжество. Сперва имел успех, но датчане все-таки одолели.

А в это же время важные события происходили в Ладоге. Гостомысл умер, не имея прямых наследников. Его держава распалась, племена передрались между собой. Этим не преминули воспользоваться соседи. Мерян покорили хазары. А с моря в 852 г. нагрянули датские викинги, увезли домой немалые богатства. В854 г. шведский принц Эрик погромил и обложил данью словенских словенов: куров, эстов и финнов.





Изображение
Поселение древних славян.



Опасность заставила забыть склоки. Старейшины словен, русичей, кривичей, чуди, заговорили о том, чтобы опять объединиться. Постановили: «Поищем собе князя, иже владел нами и рядил ны по праву». То есть, чтобы управлял и судил по справедливости. Но где же искать такого князя? Никоновская летопись сообщает, что озвучивалось несколько предложений: «Или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Варяг».

В обсуждениях победил вариант «от варяг», кандидатура Рюрика. Она была оптимальной во всех отношениях. Рюрик являлся внуком Гостомысла по дочерней линии, знаменитым воином, его имя гремело на Балтике. А ко всему прочему он был изгоем. Князем без княжества! Должен был целиком связать себя с новой родиной.

Вот так состоялось «призвание варягов». Рюрик прибыл в Ладогу с дружинами разношёрстных варягов и «со всем родом своим» – ушедшими с ним эмигрантами-ободритами. И надо сказать, старейшины не ошиблись в выборе. Основатель династии провёл победоносную войну с хазарами, отобрал у них земли мерян и муромлян, города Ростов и Муром. Начал «грады ставити», укрепляя границы. И наконец, Русь стала единственной страной, имевшей выход к морю, которая никогда больше не знала нашествий викингов, наводивших в данную эпоху ужас на всю Европу.

Причём стоит отметить: последующий спор между норманнистами и антинорманнистами оказался вообще… высосан из пальца. И за границей, и в России долгое время помнили, откуда были призваны «варяги-русь». Немцы в Х в. титуловали великую княгиню Ольгу «королевой ругов». В XVI в. Иван Грозный упоминал, что династия Рюриковичей берет начало от легендарного Прусса , от которого вели свой род князья прибалтийских славян. А в XVIII в. небезызвестный сподвижник Петра I Александр Меншиков состряпал фальшивую родословную, где его род производился «от ободритов».

Как вы думаете, неужели Меншиков знал, кто такие ободриты? Да он был неграмотным. А княжество ободритов окончательно исчезло за 500 лет до него, завоёванное немцами. Вряд ли что-нибудь слышал об этом и подьячий, сочинявший для князя родословную. Он просто отрабатывал заказ, чтобы было «познатнее», списывал с родословных самых древних аристократических фамилий. Когда Меншикова судили, данный пункт ему припомнили, в обвинении указали, что «многие знатные роды производят себя от ободритов».

Но в XVIII в. древние традиции уже ломались. Боярское сословие упразднилось, родословные обесценивались и забывались. Летописи, сберегавшиеся в библиотеках монастырей, растаскивались учёными и любителями, терялись, погибали. А в Россию понаехали авторитетные немецкие профессора и на пустом месте породили теорию норманнизма. Ободритов, ругиев, поморян и прочих прибалтийских славян уже давно не было на свете, и вспомнить о них никто не удосужился – учёные профессора о них понятия не имели. Поэтому принялись отождествлять «варягов-русь» с кем угодно, только не с русичами. Хотя ни одного скандинавского и германского племени с названием «русь» в истории не значится.

Да и современные западные учёные недалеко ушли от предшественников. В качестве доказательства приводят, допустим, цитату из Повести Временных Лет: «Сице бо звахуть ты варагы-русь, яко же друзии зовутся свее, друзии же оурмани, англяне, инии и готе, тако и си». Отсюда делается вывод: наряду с «варягами-русью» названы шведы (свее), норвежцы (норманны), англичане, готы. Нет только датчан – значит, «русь» это они и есть.
Что ж, остаётся лишь посочувствовать таким историкам, раз они не знают, что в IX в. никаких англичан в помине не существовало, а англы как раз и были одним из племён, населявших Данию. Очевидно, не знают они и о том, что значительная часть нынешней Германии была занята погибшими в XII – XIII вв. славянскими государствами. Зато не устают изливать комментарии о культуре и государственности, принесённой славянам с Запада. Словом, это чрезвычайно яркий и характерный пример того, как истина может быть погребена под потоками «научной» макулатуры.

Источник

#2 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 30 Август 2012 - 11:57

Хм! Откуда дровишки-то? То есть откуда столь точные, да еще с именами и родословными сведения?
Хочу жить в Бирюлево Западном

#3 Bad Dancer

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 020 сообщений
  • LocationРыбинск

Отправлено 30 Август 2012 - 02:01

Вообще-то теория норманизма слишком политизирована. Или государственность создали сами русские - или их цивилизовали норманские общечеловеки. Третьего якобы не дано.
Я считаю, что истина посредине. Норманны-русы способствовали возникновению русской государственности (точнее, норманская дружина). После чего их быстро цивилизовали славяне.
Важный свидетель - византийский император Константин Багрянородный, оставивший книгу "Искусство управления империей", и арабские источники, описывающие русов. Русы - это, без сомнения, было германское племя.
Вот только кто был цивилизованее, славяне или германцы - этот вопрос стыдливо обходится.

На мой взгляд, дело обстояло примерно так.
После ухода готов на запад, их остатки были быстро оттеснены в Крым, к Волге, к Чёрному морю - и германские племена перестали играть важную роль на территории юга будущей Руси, до возникновения Хазарского каганата. Русы (германское племя) стали подданными кагана. С их помощью взималась дань со славян. Но к 10 веку влияние хазар (и, соответственно, русов) ослабло - под натиском венгров, печенегов и варягов. И славян, разумется. Святослав разбил хазар, и возникло древнерусское государство со славянским населением и русо-варяжской дружиной. При этом русы к тому времени были частично уже ославянены. Дружина эта была наёмным войском, ничего более - варвары на службе государства. Никакой самостоятельной силы они не представляли - связь норманнов с их родственниками в низовьях Волги и Дона была перерезана с падением каганата и возникновением на Волге нескольких независимых государств - булгары и пр. Поэтому, если в 10 веке дружина и говорила в основном на одном из германских языков, то уже в 11, когда Нестор писал свою Повесть Временных Лет, это было напрочь забыто, а русы были почти полностью ассимилированы славянами. "Почти" - поскольку в 19 веке в Крыму ещё говорили на германских диалектах, а влияние германского языка на яицких (уральских) казаков отмечено и в 20 веке.
Короче говоря, влияние германских народов на возникновение и развитие русской государственности лишь немногим больше, чем влияние швейцарских гвардейцев на политику Ватикана. Даже если признать, что Рюрик норманн, это значит лишь то, что в князья и дружину славяне охотно брали чужеземцев, обученных воевать. Профи, блин. ЧОПы, ничего более.
Но не всё так просто. Германцы всё-таки оказали некоторое влияние на славян. Слова "хлеб" и "плуг" - немецкого происхождения. Отсюда, правда, видно, что влияние это отнюдь не политическое и не военное. Ну, изобрели немцы первыми плуг, колбасу и блицкиг - но и мы, русские, не лыком шиты. Да и чуть ли не треть современных немцев - это онемеченные славяне. Пока мы прикрывали Европу от натиска с востока, немцы методично дрангали "нах ост" - и это история, а не повод для взаимных претензий. Точнее, господа дойчи, ваш нынешний "европейский дом" от хищной Азии, с раскосыми и жадными очами, всегда обороняли мы, русские. Не забывайте этого! А забудете - напомним.
Кот. Гуляю сам по себе. В последнее время здесь: http://samlib.ru/editors/b/bad_dancer/

#4 Не от мира сего III

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 894 сообщений

Отправлено 30 Август 2012 - 10:27

Не знаю может я конечно и не прав но я не люблю ковыряний в древнейшей истории и выковыривания фактов величия и "древности рода". Россия не псина чтоб ценить ее родословную, тем более все земли и народы составляющую Россию сейчас, присоеденены позже "древнего величия". Русь стала Русью после Крещения, воспитание прошла под татаро-монгольским игом, становление при Иване 4, получала щедрые дары и великие наказания от Бога в виде войн со всевозможными Шведами Немцами с Поляками, Турками с прочей нечестью; тот же Наполеон с Гитлером без которых наш народ не стал бы таким как он есть. Все это время росла и крепла православная душа русского народа.
А ковыряние это способно породить лишь пустую гордыню на подобие той которая разрушает греческий народ. Гордится надо не древностью рода, а победами и пережитыми страданиями и то не как своей залугой, а как милостью Божией.
Слава Богу за все!

P.S. Что нам даст осознание собственного величия в древности?
Риск к возврату части населения к идолопоклонству, как и у тех же несчастных греков или раскольничеству на фоне той же гордыни у великих погонщиков динозавров - укров.

P.S. 2 Вот, наткнулся в анонсе ЖЖ:
http://miyblogs.live...=418555#t418555
А динопастухов нам все равно не переплюнуть.

Извините, может как всегда не в тему и как всегда сумбурно, но мож для кого то и есть зерно в моих словах.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

#5 Не от мира сего III

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 894 сообщений

Отправлено 30 Август 2012 - 11:54

Скажу короче: как ни крути , а до погонщиков динозавров нам далече. :)
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

#6 alexandrion12

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 783 сообщений

Отправлено 03 Сентябрь 2012 - 10:50

Просмотр сообщенияBad Dancer (30 Август 2012 - 02:01 ) писал:

Вообще-то теория норманизма слишком политизирована. Или государственность создали сами русские - или их цивилизовали норманские общечеловеки. Третьего якобы не дано.
Согласен насчет политизации. Причем политизация не столько исторична, в смысле отношения к исторической науке, сколько имеет популяризаторский характер. В общем-то по здравом размышлении актуальность ее в прошлом, но в полит. целях постоянно извлекается на свет.
Тут необходимо заметить, что изрядный процент споров вокруг норманской теории шел не в ракурсе о создании государственности, а в ракурсе этнической принадлежности Рюрика со-товарищи.
Но если говорить о государственности, то достаточно применить немного логики.
Во-первых, сам факт призвания Рюрика на княжение, не означает отсутствия данного института власти до него. То обстоятельство, что в летописях сведений о князьях до-рюриковского периода не имеется, означает только то, что эти сведений в письменных источниках нет и не более того. Основания утверждать обратное имеет только ранг гипотезы.
Во-вторых, вопрос о привнесении государста извне, имеет тесную связь с вопросом, а что собственно говоря историк отставивающий свою позицию подразумевает под государством. При с учетом того, что современное государство и раннесредневековое государство имеют немалое количество различий. Можно ли считать государством к примеру герцогство Тулузское или только такое образование как империя Карла Великого. По идее историки должны здесь обращаться к разработкам теории государства и права, но и здесь они зайдут в тупик, за тем же отсутствием письменных источников более-менее подробно описывающие жизнь славян "до Рюрика". Забавно, что если под государством иметь в виду только государство подобное образованию во главе с Карлом Великим, то и варяжские государства тех времен мало чем отличаються от возможных княжеств славянских.
В-третьих, ну а если просто посмотреть на "Повесть временных лет" с логической точки зрения:
-летопись прямо говорит после истории о Кие, Щеке и Хориве что "И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане." Стало быть институт княжения был известен, что уже предполагает собой властные органы и как минимум основы гос.власти.
-летопись упоминает, что славянские народы платили дань, кто варягам, кто хазарам, но грубо говоря об отсутствии государственности это не свидетельствует, поскольку в истории вполне много более поздних примеров уплаты дани государством своим сосдеям в спектре от народов до таких же государств.
-историческая последовательность "изгнание варягов с отказом уплаты дани- усобица -призвание Рюрика" как бы намекает что порядок в северных землях держался исключительно на варягах, но... а)сама по себе уплата дани не означает если так можно выразиться "внешнего управления" и скоре всего именно так и обстояли дела в реальности, поскольку восстановить свою власть варяги не смогли. Стало быть речь шла или об уплате дани либо как гарантии от набегов, либо как плата в порядке вассалитета (последнее представляется мне наиболее вероятным) б)причины усобицы в принципе не известны, хотя можно предположить, что после отвержения варягов начался банальная резня претендентов на общую власть, но то ли силы претендентов были взаимны малы, то ли просто стороны выдохлись, но утвердиться у власти не смог никто, в) само призвание на власть опять-таки варяга подводит прежде всего к вопросу, а кого вообще могли призвать на власть, если исходить из обстоятельств конкретного исторического периода. А мог быть это, во-первых лицо так сказать "аристократического происхождение", во-вторых лицо, устраивающие всех претендентов на власть (при чем такое, что не приведет за собой новый вассалитет), в- третьих, лицо, которое будет устраивать большинство населения ("племенную демократию" никто не отменял). На мой взгляд обеспечить единство таких параметров могло только лицо обще-родственного происхождения, что вполне согласуется с средневековыми представлениями о власти. Конечно Рюрик вполне мог привести с собой и достаточно многочисленную по тем меркам группу наемников не-славян (да и скорее всего привел), поскольку решал с помощью такой дружины целый ряд вопросов по укреплению и независимости от родственников своей собственной власти. г) ну и наконец само приглашение на княжение означает все-же таки наличие понятий о такой власти, при чем полученных на собственном опыте. Тащить совершенно новое и незнакомое... "народ не поймет". Последнее конечно возможно, но только в условиях завоевания, а его не было.
Поэтому суть живучести теории в современных условиях относится к вопросу "кто кого цивилизованнее", что всегда имело политическую подплеку, ведь именно оттуда выводятся представления об авторитете в международной политике (мнение африканцев к примеру не колышет никого).

По статье же у меня имеется одно маленькое, но и наверно большое замечание. Автор совершенно зря ограничивает себя скифами, аварами и иже с ними. Оно конечно интересно, но чтобы понять суть вопроса о расселении славян и их взаимодействии с другими народами ему следовало бы ознакомиться с вопросами об археологических культурах, а именно пражско-корчакской, пеньковской, колочинской археологических культур и более ранних зарубинецкой и киевской культур.

#7 Lawrence Muggerud

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 44 сообщений

Отправлено 01 Ноябрь 2012 - 10:04

Просмотр сообщенияalexandrion12 (03 Сентябрь 2012 - 10:50 ) писал:

... То обстоятельство, что в летописях сведений о князьях до-рюриковского периода не имеется, ...

на самом деле они имеются, такие же легендарные как и Рюрик. Сам Рюрик личность легендарная как есть, точно историческими правителями можно считать Игоря и Ольгу. Олег тоже, но непонятно сколько их было.


Цитата

варяжские государства тех времен мало чем отличаються от возможных княжеств славянских

отождествление варяг со шведами это чистой воды натяжка норманистов, если вы про это.

Цитата

могло только лицо обще-родственного происхождения

к таким же выводам пришёл и С.Герберштейн.
«русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»

Цитата

Рюрик вполне мог привести с собой и достаточно многочисленную по тем меркам группу наемников не-славян (да и скорее всего привел)

из источников это никак не следует.
Изображение
Я не там

#8 Lawrence Muggerud

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 44 сообщений

Отправлено 01 Ноябрь 2012 - 10:12

Цитата

А на Балтике в конце VIII в. разгулялись викинги

автор не совсем в теме.

разгулялись не викинги, а пираты. пираты преимущественно жители ЮББ, те же свеи были задрочены "варварами" вплоть до захвата их столицы. Викинги это суть персонаж из комиксов, продукт современных масс-медиа.

правильнее было бы "А на Северном море в конце VIII в. разгулялись норвежские и датские пираты", а вот на Балтике разгулялись славянские пираты
Изображение
Я не там

#9 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 14 Ноябрь 2012 - 03:19

В общем и целом процесс становления феодального государства известен достаточно хорошо. Нет такого, что бы вчера государства не было, а сегодня, с полудня оно возникло. Процесс длинный, с отклонениями, вариациями и местными подвариантами.
Выглядит он так:
Вначале было племя, делилось оно на части (у разных народов называемые по разному). Число этих частей всегда четное. Разделение начиналось из-за того, что жениться можно было только на выходцах из другой части (семья, оно тоже не сразу стала такой, какой мы привыкли ее видеть) Сами части распадались на роды, то есть части частей, состоящие из родственников. Ясень пень, имелись вожди и старейшины. Опять таки вождь выглядел не так, как сегодня нам представляется. Да и самих вождей было несколько - в зависимости от рода занятий конкретного племени: на ловле рыбы - один вождь, на охоте на медведя - другой, на охоте на кабана - третий и т.д. После того как племена подтапливали кое-какой жирок, что по факту означало переход либо к скотоводству (самые богатые и удачливые племена), либо (неудачники и лузеры) земледелием появился еще один род занятий всякого уважающего себя племени - война. Ибо обобрать имущего соседа (а со временем более или менее имущими стали практически все племена и у всех было что взять), собственно ни когда за позор не считалось. Фиксируется это достаточно просто: появляются городища - некое подобие крепостей и замков. Соответственно каждое племя обзавелось еще одним вождем - военным.
Понятное дело, что по мере того, как скотоводство и земледелие из своеобразной забавы и развлекухи становилось основным средством прокорма, роль вождей охоты, рыболовства и т.п. понижалась и сошла на нет. Зато проблема сохранения собственного добра (скота, зерна и т.п.) перед каждым племенем оказывалась важнейшей: соседушки-то норовили в любой момент нажитое непосильным трудом изъять в пользу бедных (всегда отчего-то в пользу бедных собственного племени). Женщин также приходилось стеречь пуще глазу - ценность к тому времени они представляли крайне высокую (почему - разговор длинный и другой), поэтому соседушки при нападениях не стесняясь забирали не только добро, но и лиц женского полу.
Пришлось как-то копать курган, где были вместе похоронено свыше 35 мужчин (все взрослые, все с признаками насильственной смерти). Скорее всего - это жертвы нападения и весь наличный мужской состав племени. Картину так можно реконструировать: на племя напали, причем внезапно. В бою все мужчина погибли. Радостным победителям досталось все племя, то есть дети и женская часть. Так как дальше предстояло с этими женщинами жить рядом а из мальчишек могли вырасти мстители, победители предпочли по понятиям того времени смягчить ситуацию: погибших похоронили со всеми почестями, необходимыми на том свете вещами, отсыпали надлежащий курган (дело крайне трудоемкое, но посчитали необходимым его сделать, ради будущего мира). Вот такая трагедия.
А вообще - это редкость: племена возводили друг от друга городища. Довелось, например раскапывать городище, окруженное тройной системой валов и рвов. По тогдашней технике - неприступная твердыня. При этом там ни кто не жил постоянно, зато в рвах нашли дикое количество костей животных. Опять таки реконструкция такая: племя, скорее всего несколько, соорудило это укрепление, которое использовалось в период нападений. Постоянно жили в других местах - но едва только враг на горизонте - шасть в городище и оттуда кукиши неприятелю показывали, дожидаясь пока тот сам не свалит прочь.
Вот полегоньку-потихоньку началась эпоха "военной демократии": все мужчины были воинами, и только воины имели слово на общем совете. Прочим слова не давали, так как не им, ежели чего, дубинкой-топором махать на поле боя.
После этого дело пошло как-то быстрей и веселей.
Выделились вожди, причем в каждой части племени свои. Постепенно оказалось, что например племенного кузнеца, медника и кое-кого другого посылать в бой не с руки. Мало ли какие превратности войны - насидишься без железа и без оружия. С другой стороны, если на племя напали - это одно дело, а если оно само пошло помыслить у соседей "зипунов" - дело совсем другое. В первом случае, понятно, "от мала до велика". А во втором?
Опять же такое дело: я в поход ходил, добычу принес, а сосед - не ходил и добычу не принес. Как делить добытое? Так в обиход вошло разделение добычи по вкладу в общее дело: часть ходившим, часть в общеплеменной Фонд будущих поколений, часть вдовам и сиротам. Совпало это с начавшей по всей Евразии движухой. Племена толкались, воевали, переселялись и вообще во-он за той горой (рощей, рекой, озером и т.п.) добыча слаще, скот резвей, зерно сытней. В общем есть смысл. Однако тот же смысл подсказывал, что гуртом всегда бить проще и семеро одного не боятся. Пошел процесс объединения с соседями, т.е. образовались союзы племен. А это уже дело серьезное.
Племенам потребовались люди серьезные, авторитетные, что бы могли свое веское слово на совете племен сказать, и при дележе общей добычи не молча на других таращились.
В общем роль военного вождя сильно поднялась, да так, что собственно весь уклад жизни перешел на военные рельсы. В разных местах сего Предводителя именовали по разному, у близкородственных народов и названия их созвучны: конунг, кенигь, князь, круль. Так как Предводители к этому времени ходили на войну не сам-перст, а в окружении родни, постепенно выделился слой людей, которые предпочитали вместо того, что бы пасти гусей, свиней, овец и коров, да ковырять сохой землю, вооружиться и под водительство Предводителя так таки собрать необходимое с менее удачливых соседних племен и союзов племен.
Аккурат эта ситуация отражена летописцем в описании призвания варягов. Ибо там сказано: "Пришел Рюрик с братьями Трувором и Синеусом" Что с древненорвежского дословно переводиться как родственники (синиеус) и друзья (трувор). То есть явился этот летописный героя не один одинешенек, с со своими родными и друзьями. "Друзья" Предводителя - это те соплеменники, что предпочитали не пахать и сеять, а брать у других необходимое.
До этого момента у всех народов процесс протекал одинаково. Различия только в языке, да времени течения. Одна быстро прошли данный этап, другие медленно, третьи до сего дня его не завершили. Этнографы это четко фиксируют. В общем и каждый человек про это знает, так как у некоторых народов в силу обстоятельств отдельные элементы того времени как-бы зафиксировались и дошли до современности. Что такое, например, шотландский клан? А удмуртский боляк? А это те самые неназванные части племени, дошедшие до сегодня.
С данной точки процесс у разных народов пошел по разному, от многих слишком факторов все зависело. Так как аккурат следующий шаг - это создание раннефеодального государства. Тут кому как свезло.
Так что Рюрик появился во время, в нужном месте и в нужное время.
С него пошло государство. Без него, оно тоже бы пошло, но сильно позже - пока бы племена восточных словян промеж себя бы бодались, выясняя кто круче, что бы возглавить остальных. Но скорее всего соседушки бы восточных славян их бы подмяли под себя и в ее современной географии Руси бы просто не возникло. Предпосылки к этому были: поляне, как писал летописец "смысленны", а вятичи "зверины". И что, вот так вот сидеть и смотреть? Зверины-то они зверины, а мед гонют, хлеб ростят. Насчет распространения культуры и единых ценностей и в то время народ был не промах.
Хочу жить в Бирюлево Западном

#10 Lawrence Muggerud

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 44 сообщений

Отправлено 26 Ноябрь 2012 - 08:04

Цитата

"Пришел Рюрик с братьями Трувором и Синеусом" Что с древненорвежского дословно переводиться как родственники (синиеус) и друзья (трувор).

Ой вей, поток сознания.

а потом эти искомые родственники (синеусые) получили толпой в управление Белоозеро, а друзья - Изборск. после также коллективно исдохли и остался Рюрик один одинёшенек, без друзей и без родни.

Вам бы матчасть подучить прежде чем креатиф протухшей давности копипастить. и логику не забудьте включить. а то это не химера норманизма, а какая то шизофрения норманизма выходит - расстройство мышления как есть.
Изображение
Я не там





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных