Перейти к содержимому


The Economist (Великобритания). У образованных есть основания для беспокойства

перевод Великобритания образование

Сообщений в теме: 4

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 293 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 12:25

Изображение



The Economist (Великобритания)


У образованных есть основания для беспокойства


Диплом университета больше не гарантирует финансовой безопасности


Й.Шумпетер


3.09.2011


Изображение

Миллионы выпускников средней школы в богатых странах близки к моменту, когда они со слезами скажут "до свидания" своим родителям и начнут новую жизнь в университетах. Некоторыми движет чистая любовь к наукам. Но большинство, кроме того, верит, что три-четыре года обучения (и накопление огромного долга в процессе этого), повысят их шансы найти хорошо оплачиваемую постоянную работу.

Старшие в семье всегда твердили им, что образование это самый хороший путь, чтобы преуспеть в глобальном мире. Что голубые воротнички будут наблюдать, как их работа уходит в офшоры и автоматизируется. Бросившие школу будут едва сводить концы с концами. Но вот выпускники университетов увидят мир у своих ног. Этому взгляду есть некоторые подтверждения. Недавнее исследование Центра по Образованию и Труду университета Джорджтаун утверждает, что "получение высшего образования почти всегда оправдывает затраченные на него средства". Образовательная квалификация хорошо коррелирует с заработками: американец с высшим профессиональным образованием заработает за жизнь приблизительно 3,6 миллиона долларов. Тот, кто имеет лишь среднее образование, сможет заработать 1,3 миллиона. Этот разрыв между более и менее образованными расширяется. Исследование 2002 года показало, что человек с дипломом бакалавра заработает за жизнь на 75% больше, чем человек со средним образованием. Сегодня эта разница ещё больше.

Но является ли опыт прошлого надежным проводником в будущее? Или мы находимся в начале новой фазы отношений «образование-работа»? Есть веские основания полагать, что привычный ход вещей вот-вот изменится, и снижающаяся из-за рецессии потребность в выпускниках университета, проявит себя в неких структурных изменениях. Разрушительная буря «созидательного разрушения»* , которая была пагубной для «голубых воротничков» в последние десятилетия, начинает потряхивать и образованную элиту.

Количество выпускников быстро растет. Еженедельник «Chronicle of Higher Education» посчитал, что между 1900 и 2007 годами число выпускников школ, идущих в университеты, увеличился в Северной Америке на 22%, в Европе на 74%, в Латинской Америке на 144% и в Азии на 203%. В 2007 году 150 миллионов студентов по всему миру посещало занятия в унивеситетах, из них 70 миллионов - в Азии. Новые экономики - в особенности Китай - закачивают ресурсы в строительство университетов, которые смогут составить конкуренцию элите Америки и Европы. Существуют также фирмы по подготовке профессионалов, такие, как «Tata Consulting Services» и «Infosys», которые из свежих выпускников готовят программистов мирового класса. Лучшие и умнейшие из развитых стран все чаще вынуждены конкурировать с лучшими и умнейшими из бедных стран, которые готовы работать усерднее и за меньшие деньги.

В то же время структура спроса на образованных работников меняется, благодаря технологиям, в том же направлении, в каком менялся спрос на сельских работников в XIX веке и спрос на заводских рабочих в XX веке. Компьютеры не только могут выполнять рутинную умственную работу быстрее и лучше, чем человек. Они, кроме того, могут помочь любителям сделать работу, для которой обычно нужны профессионалы: зачем нанимать живого бухгалтера для расчета ваших налогов, когда программа «Turbotax» сделает то же самое почти бесплатно? Разнообразие работ, которые могут выполнять компьютеры, множится благодаря тому, что программисты обучают их распознавать интонацию и лингвистические неясности.

Несколько экономистов, включая Поля Кругмана, говорят о том, что для постиндустриальных обществ будет характерен не постоянный рост спроса на образованных, но огромное "размывание": уменьшение рабочих мест средней квалификации из-за "умных машин" и замедление спроса на высококвалифицированных работников. Давид Отор из Массачусетского Технологического Института (MIT) указывает, что главный эффект от автоматизации в компьютерную эпоху заключается не в ликвидации рабочих мест «голубых воротничков», но в уничтожении любых рабочих мест, деятельность которых можно запрограммировать. Алан Блиндер из Принстонского Университета утверждает, что работа, которую традиционно выполняли выпускники университетов, гораздо легче перенести в офшор, чем работу низкооплачиваемую. Водопроводчика невозможно перенести за океан, а программиста можно.

Университетское образование все еще обязательно для того, чтобы попасть в такие важные профессиональные сообщества, как медицина, юриспруденция или академические круги, которые обеспечивают постоянной и хорошо оплачиваемой работой. За XX столетие эти гильдии проделали "прекрасную" работу для того, чтобы поднять порог проходимости в них: иногда это обосновано (никто не хочет, чтобы его оперировал парикмахер), но иногда в своих личных интересах. Но и эти сообщества начали сокращаться. Газеты безуспешно воюют с блогосферой. Университеты заменяют пожизненных профессоров временными. Юридические фирмы передоверяют рутинную работу поиска необходимых для иска документов специалистам «Blackstone Discovery», использующим компьютерный поиск. Каждый доктор опасается, что его пациент найдет совет онлайн и помошь в центре здоровья супермаркета «Wallmart».

Дремлющие шпили, встречайте фабрику булавок

Томас Малоне говорит, что эти изменения - автоматизация, глобализация и дерегулирование - возможно, являются лишь частью другой большой трансформации: разделения процесса умственного труда. Подобно тому, управляющий фабрикой по Адаму Смиту раскроил производство булавок на 18 составляющих, так и сейчас компании все чаще разделяют процесс умственной работы на тончайшие слои. «TopCoder» разделил IT-проекты на битовые кусочки и продает их независимым кодировщикам по всему миру.

Эти изменения, несомненно, увеличат производительность работников умственного труда и позволят потребителям обходиться без профессиональных сообществ, которые требуют очень высокую оплату за свой труд. Кроме того, это подтолкнёт работников умственного труда концентрироваться на том, что они делают лучше всего и нанимать других для более трудоемких задач. С другой стороны, такая перемена сделает жизнь намного менее уютной и предсказуемой для следующих поколений выпускников.




*) созидательное разрушение (creative destruction) - ситуация, при которой каждая успешная инновация делает устаревшей предыдущую серию инноваций; эффективный менеджер или предприниматель систематически стремиться преодолеть ограничения существующей технологии и осуществляет инновации, которые подрывают старую технологическую базу, но позволяют выйти на совершенно новый уровень затрат и качества; концепция предложена Й. Шумпетером.


Скаут: nu_i

Переводчик: vikru

Редактор: nessie264


http://www.economist.com/node/21528226



#2 nu_i

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 348 сообщений

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 02:16

Цитата

Водопроводчика невозможно перенести за океан, а программиста можно.
Ну а неторгуемые рабочие места (по аналогии с неторгуемыми товарами) можно занять торгуемой рабочей силой. Водопроводчик из Пакистана в Лондон и сам может приехать. И куда элитному арийцу бедному европейцу податься? :huh: Ну это так, ремарка на полях.
Антибиотик к евроатлпнтическому сепсису

#3 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 293 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 02:34

Просмотр сообщенияnu_i (16 Декабрь 2011 - 02:16 ) писал:

Ну а неторгуемые рабочие места (по аналогии с неторгуемыми товарами) можно занять торгуемой рабочей силой. Водопроводчик из Пакистана в Лондон и сам может приехать. И куда элитному арийцу бедному европейцу податься? :huh: Ну это так, ремарка на полях.

То, что в развитых странах (и в мире вообще) дело к этому идет - тенденция прослеживается давно. Если ещё учесть, что массовое среднее образование переживает упадок. Общество делится на полуграмотную массу, которая умеет только кнопки нажимать и высокопрофессиональную "элиту" - тех самых людей, которые всё компьютеризируют и выполняют некоторые другие функции, где требуется шевелить мозгами. Хотя и эти профи "страдают флюсом", т.е. очень узкие специалисты в своей области, которым ничто другое не интересно.
Что касается водопроводчиков, то вывод напрашивается довольно неожиданный - чем дальше, тем больше будет цениться умение делать что-то конкретное руками. Не совсем представляю, как можно поручить компьютерам, допустим, построить мост. Как и офисным клеркам :)

#4 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 079 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 03:29

Дэннер был из числа тех, кто родился не в свой век. Он прожил на свете
уже достаточно много, чтобы помнить последние дни утопии, но был еще
настолько молод, чтобы не ощущать в полной мере пресса новой политики,
которую компьютеры ввели для своих творцов. В далекие годы его юности
роскошь была доступна всем.
Spoiler
А человечество продолжало дробиться и дробиться, распадаясь на все
более мелкие группы. Собственно групп больше не существовало, не осталось
даже семей. Люди не очень-то нуждались друг в друге. Эмоциональные
привязанности утратили всякий смысл. Люди оказались в условиях, когда они
вынуждены были принимать суррогаты отношений за истинные, бегство от жизни
стало почти естественным. Люди обратили все свои эмоции на спасительные
машины, обогащающие их жизни веселыми и невероятными приключениями, по
сравнению с которыми окружающий мир казался таким невыносимо скучным, что о
нем и думать не хотелось. Рождаемость падала. Это был очень странный период.
Роскошь и хаос мирно уживались друг с другом. Так же как анархия и
инертность. А рождаемость все сокращалась.
В конце концов стало совершенно очевидно, что род человеческий
вырождается и ничто не в силах остановить этот процесс.

Генри Каттнер, "Двурукая машина" 1955 год.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#5 vikru

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 818 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 10:09

Сравним что происходит в Москве. Вызываешь электрика, приходит человек кавказской национальности. И я не верю что он соображает. что он делает. просто не верю. В начале 2000-х приходили русские мужики, выброшенные из НИИ и я знала- все будет сделано правильно. Однажды я покупала какие-то выключатели-лампы и женщина со знанием дела рассказывала мне и разнице, какие-то подробности: оказалось она заканчивала электротехнический. Недавно я ставила кондиционер и пришли тоже русские мужики, но из числа троешников, явно без образования. Мне пришлось стоять у них над душой, что бы они что нибудь не натворили. Один из них решил прикрутить ложе для дистанционки прямо к шкафу, я еле успела схватить за руку. Степень и образования и культуры настолько была низка, что им было все равно как класть кабели, где долбить стену.
Через несколько лет придут пакистанцы - и тогда совсем станет плохо.

Так что и водопроводчик должен иметь определенный уровень, не только технический, но и культурный.
Русский, помоги русскому!





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных