Перейти к содержимому


Форум PoliSMI: Клуб Востоковедения

Восток Востоковедение

Сообщений в теме: 85

#76 nepolitik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 009 сообщений

Отправлено 08 Июль 2013 - 06:52

Изображение

Казахи и венгры: родственники?

Мы тоже потомки Аттилы
Плакат на матче Турция-Венгрия
Изображение


Изображение
Венгерский антрополог Андраш Жолт Биро давно занимается историей тюркских народов, называет Казахстан своим вторым домом и считает, что венгры – народ тюркского происхождения, а не финно-угорского, как гласит соперничающая теория. В гостях у антрополога в Будапеште побывала Айнур Кулжанова.


Изображение
1. Андраш Жолт Биро – венгерский антрополог, туранист. В детстве, как и многие мальчишки, он любил оружие, мастерил мечи, луки и стрелы. Проводя много времени с бабушкой и дедушкой в деревне, он познакомился с венгерской культурой, услышал легенды, особенно интересовался древними гуннами, их завоеваниями и историей. Этот детский интерес и привел его в науку: сейчас Биро занимается изучением кочевой миграции венгров и древних тюркских народов и работает в фонде «Мадьяр-Туран» – поддерживает культурные связи между бывшими кочевыми народами.
Изображение
2. В Казахстане он впервые побывал в 12-летнем возрасте – в 1980 году в Алматы проходили международные соревнования по дзюдо, в которых Андраш принимал участие (он был членом венгерской сборной и семь раз выигрывал национальный чемпионат). Следующий его визит в нашу страну состоялся в 2006 году по приглашению казахстанского антрополога Оразака Смагулова. С этих пор началось тесное сотрудничество Андраша Биро с местными учеными.
Изображение
3. Вместе они организовали экспедицию в Тургайскую область, где ныне проживает род маджар. Их исследования доказали генетическое сходство между венграми и казахским родом маджар, а результаты были опубликованы в авторитетном издании American Journal of Physical Anthropolghy. За эти годы Андраш Биро побывал во всех регионах Казахстана.
– У меня появилось много друзей, некоторые из них стали мне как братья. Казахстан стал моим вторым домом. Я очень уважаю и восхищаюсь тем, что казахи чтят память предков, – говорит антрополог.

Изображение
4.
Изображение
5. Раз в два года венгерский фонд «Мадьяр-Туран», казахстанский фонд-партнер «Великая степь», другие дружественные организации и посольства проводят в Венгрии курултай тюркских народов.
Изображение
6. Дом антрополога полон разных сувениров из тюркских стран: здесь и турецкие чашки, и щиты казахских воинов, покрывала, сабли, флаги и книги. Он пригласил меня в гости, показал коллекцию и поделился своей теорией о кровном родстве казахского и венгерского народов.
Изображение
7. – В древности, до принятия своих нынешних алфавитов, и казахи, и венгры писали рунами, – рассказывает г-н Биро.
На фото: современный календарь с руническими надписями.
Изображение
8. – Во-вторых, в древности и казахи, и венгры были тенгрианцами. Венгры до сих пор отмечают старый тенгрианский праздник Карачун. Это слово состоит из двух древних слов «кара», что значит «великий», и «чун» – «обмен». Праздник приходится на 21 декабря, когда совершается великий обмен: день постепенно идет на увеличение, а ночь – на сокращение. Интересно также отметить, что Рождество по-венгерски Корачонь (Karácsony).
На фото: венгерский шаманский бубен, изготовлен согласно этнографическим аналогам.
Изображение
9. – В-третьих, и казахи, и венгры были кочевниками: жили в юртах, занимались разведением скота, были воинственны.
Изображение
10. Вот такой типичный узор был на древнем венгерском луке, который демонстрирует Андраш Биро.
Изображение
11. Будучи кочевым народом, венгры, как и казахи, особенно почитали лошадей. Это венгерская камча, предназначенная для ловли и обуздания этих животных.
Изображение
12. – Ни в одной другой культуре в Европе лошадь не играет такой роли, как в венгерской. Венгры тоже традиционно отличные наездники, как и казахи. В древности в Венгрии воина хоронили вместе с конем, чтобы и в следующей жизни он был воином-всадником.
Изображение
13. –Я считаю, что предки венгров кочевали там, где сейчас территория современного Казахстана. Тогда еще не существовало этнонимов «венгры» или «казахи». Кстати, сами мы называем себя мадьярами. Есть несколько вариантов происхождения этого слова. Это могло быть название племени или группы племен. Как известно, на территории Казахстана проживают мадьяры, ныне входящие в состав Среднего жуза. Также это могло быть именем одного из вождей, недаром у казахов есть имя Мадияр. А может быть, это звание лидера, такое же, как и султан или амир (кстати, венгерские имена Золтан и Имре происходят от этих слов. - Прим. автора).
Изображение
14. Современные венгры считают своим предком хана Арпада. Его внешность была восстановлена по археологическим находкам. Этот портрет хана Арпада украшает дом антрополога.
Изображение
15.
Изображение
16. – Многие исторические источники описывают древние венгерские жилища похожими на юрты, которые назывались «шатор» (sátor). Традиционная венгерская игра кёрёмбё (körömbö) очень похожа на кокпар, там также идет борьба за тушу козла.
Изображение
17. – В современном венгерском языке есть слова, очень похожие на казахские: «аня» – мама, «алма» – яблоко, «керек» – мне нужно, «алачонь» – низкий, «кичи» – маленький, «кешик» – опаздывать, «балта» – молоток, «сакал» – борода. Венгерский, как и казахский, агглютинативный язык, то есть вместо предлогов используются суффиксы и префиксы. Например, «аням» с венгерского – «моя мама».
Изображение
18. Многие вопросы о тюркском происхождении венгров обсуждаются на курултаях. Последний прошел летом 2012 года.
Изображение
19. На нем присутствовала делегация из Казахстана и выступала казахская этногруппа "Туран".
Изображение
20.
Изображение
21. В рамках курултая проводятся не только концерты, но и состязания в искусстве верховой езды, владения оружием.
Изображение
22. На мой вопрос о явных внешних различиях между венграми и казахами, Андраш Биро ответил: «Конечно, казахи и венгры ныне не похожи. Но ведь прошло больше тысячи лет, и антропологический характер казахов сильно изменился вследствие монгольского нашествия, а венгерский – вследствие смешения с европейцами».
– Я очень люблю и уважаю казахов, но именно ваша нация потеряла больше исконно тюркских черт, чем мы, венгры, – улыбаясь, добавил он.


Источник

Сообщение отредактировал nepolitik: 08 Июль 2013 - 07:10


#77 nepolitik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 009 сообщений

Отправлено 08 Июль 2013 - 07:00


Сообщение отредактировал nepolitik: 08 Июль 2013 - 07:14


#78 olegb1969

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 361 сообщений
  • LocationMoskau

Отправлено 08 Июль 2013 - 07:08

Ну про венгров слегка загнул. Они с Волги, видны схожие черты с Марийцами. Я писал об этом. Не вижу в них степного духа, сочетания легкости и открытости. Очень упертый народ. Воины отличные. Естественно, Европа повлияла на них. Я просто сначала бывал в Венгрии, потом дочь вышла за Марийца. Вот тут то сходство я и заметил.

Сугубо имхо. А скифский стиль он свойственнен всем народам Евразии

Сообщение отредактировал olegb1969: 08 Июль 2013 - 07:10

"Какой я на х.. интеллигент, я профессию имею" (С) Лев Гумилев
http://forum.fort-yust.ru

#79 nepolitik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 009 сообщений

Отправлено 08 Июль 2013 - 07:12

Просмотр сообщенияolegb1969 (08 Июль 2013 - 07:08 ) писал:

Ну про венгров слегка загнул. Они с Волги, видны схожие черты с Марийцами. Я писал об этом. Не вижу в них степного духа, сочетания легкости и открытости. Очень упертый народ. Воины отличные. Естественно, Европа повлияла на них. Я просто сначала бывал в Венгрии, потом дочь вышла за Марийца. Вот тут то сходство я и заметил.

Сугубо имхо. А скифский стиль он свойственнен всем народам Евразии
Дык венгерский антрополог утверждает, что недоразумение это: мол они не финно-угоры, а тюрки.


Скорее всего антрополог забывает об одном факте:
В Венгрии в 12-13 вв. поселились тюрки -половцы/кипчаки хана Котяна, в европе их прозвали куманами и это самоназвание сохранилось за ними. Они уже давно говорят на венгерском языке , но всегда с гордостью подчеркивают , что они венгры-куманы

Изображение

Сообщение отредактировал nepolitik: 08 Июль 2013 - 07:19


#80 olegb1969

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 361 сообщений
  • LocationMoskau

Отправлено 08 Июль 2013 - 07:19

Они очень одиноки в Европе, это оставляет зарубки. Ищут, чем стать.
Я про куманов забыл, это может многое обьяснить. Идею про тюрок

Сообщение отредактировал olegb1969: 08 Июль 2013 - 07:21

"Какой я на х.. интеллигент, я профессию имею" (С) Лев Гумилев
http://forum.fort-yust.ru

#81 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 045 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 08 Июль 2013 - 10:05

Цитата


Мадьяры (венгры) / Этническая история венгров

Венгерские племена полукочевников-скотоводов, родиной которых многие историки считают районы восточного Предуралья, в 1-м тыс. н. э. переселились предположительно в бассейн Камы, затем в причерноморские и приазовские степи.
В России ближе всего к венгерскому языку в своих истоках - языки народов манси, ханты, мордвы.
Само название венгров - мадьяры - на древневенгерском языке означает "человек".
В причерноморских степях мадьяры долгое время находились под властью тюркских племён оногуров и протоболгар.
Постепенно венгерские племена продвигались на запад. Передвижение мадьяр со своими стадами и кибитками в поисках земли зафиксировано даже в киевских хрониках.
В 895-896 гг. под предводительством Арпада венгры перешли Карпаты и осели на богатой обильными пастбищами территории Среднедунайской равнины, т. н. "Обретение родины".
В процессе переселения венгры тесно соприкасались и частично перемешивались с различными тюркскими народами (болгарами, хазарами, печенегами), а также со славянами.
На новом месте венгры постепенно перешли к оседлому образу жизни.
Создание венгерского государства связано с именем короля Иштвана Первого (1000 год). В это же время было принято католичество и латинская система письма.
Ещё в середине 1-го тысячелетия н. э. на территории Паннонии (Среднедунайской низменности) обосновались иранские племена алан (асы), участвовавших под предводительством гуннов в "Великом переселение народов". Аланы оставили заметный след в европейской истории, образовав этнические анклавы практически по всей территории Центральной и Восточной Европы. В своём движении на запад аланы достигли Пиренейского п-ва (Испания, Португалия) и Северной Африки (Карфаген).
Аланы были типичными кочевниками, потомками легендарных скифов. По словам историка 4 в. н. э. Аммиана Марцелиана: " У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям... Почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей".
Ещё в 13 веке европейский путешественник Вильгельм Рубрук в Крыму, на пути из Судака, встречал в степи алан.
Но после монголо-татарского нашествия основная часть алан вынужде была уйти из причерноморских степей в горы Кавказа и дальше на запад - в Европу.
Значительная колония их образовалась именно в Паннонии, венгерские короли даровали им земли в бассейне Тисы, названные Ясшаг (по имени народа - ясы, асы).
Монгольское нашествие привело в движение и другой кочевой народ Восточной Европы - половцев (кипчаки, куманы, куны).
До 11 века куманы обитали в центрально-азиатских степях; в начале 11 века они двинулись на запад.
Многие исследователи (Гумилёв), исходя из значения русского слова "полова" - солома, или палевый, то есть белесовато-соломенный, видят намёк на светло-жёлтый цвет и считают, что половцы были белокуры и голубоглазы. Их происхождение пытаются связать с "динлинами", обитавшими в степях Южной Сибири в конце 1 тыс. до н. э., и бывших, по свидетельству китайских хронистов, блондинами.
Вполне возможно, что среди половцев и были блондины (по свидетельствам хронистов сам Чингиз-хан был рыжеволос и голубоглаз), но основная масса состояла из тюркоязычных монголоидов и была черноволоса и кареглаза.
Не исключено, что цветовое название было символическим и определяло какую-то часть куманов (возможно, самую привилегированную).
После поражения объединённых русско-половецких войск при р. Калка в 1223 г. половцы частично выселились в Закавказье, часть ушла на Русь, часть на Балканский п-вов и Малую Азию.
Орду половцев под предводительством хана Котяна, тестя князя Даниила Романовича Галицкого, принял венгерский король Бела IV. На дочери хана женился наследник венгерского престола Стефан V, что обеспечило половцам в Венгрии достаточно прочное положение. Половцы получили от венгерского короля земли в местностях Кишкуншаг и Надькуншаг (бассейн Тисы). В дальнейшем они восприняли венгерский язык и близкую им культуру.
Но часть половцев добралась до мамлюкского Египта, влившись в ряды мамлюкского сословия, где заняла доминирующее положение, а их потомкам удалось даже занять султанский трон (династия бахритов; династия бурджитов - преимущественно черкесского происхождения).
Расцвет венгерского государства приходится на 14-15 вв., прежде всего на период правления Роберта Кароя Анжуйского, Лайоша Великого и, несколько позднее, Матьяша Хуньяди Корвина.
В период своего максимального величия Венгерское государство включало в себя земли современной Хорватии, Словении, Словакии, часть Румынии (Трансильвания).
В начале 15 века, в 1526 г., войска турок-османов вторглись в Венгрию и нанесли венграм поражение под Мохачем. На 150 лет часть Венгрии оказалась под турецким владычеством. Поражением воспользовались австрийские Габсбурги: западная часть подпала под их управление. Трансильвания до конца 17 века оставалась формально самостоятельным венгерским княжеством, но находившимся в вассальной зависимости от Османской империи.
Центральная часть страны находилась непосредственно под властью Порты.
В этот период в культуру венгров проникло множество восточных, тюркских элементов. Кроме турков здесь частыми гостями были крымские татары и ногайцы, участвовавшие в походах турецких султанов.
Однако после изгнания турок (1686 г.) страна полностью подпала под господство Австрийской империи. Страна заняла в империи Габсбургов подчинённое положение. Немецкий язык и культура стали доминирующими. В тоже время происходила и определённая мадьяризация немецких колонистов, заселявших страну.
В 1867 г. в результате соглашения между венгерскими князьями и Австрией образовалась Австро-Венгрия (двуединая монархия). При этом собственно Венгрия оставалась в зависимом положении от Австрии, хотя и считалась в ней равноправной.

Источник

Кстати, насколько помню, У Л.Гумилёва отмечена и такая особенность финно-угорских народов: до сих пор, с древнейших времён, сохраняются следы двух ветвей, из которых сложились эти этносы: ветви (условно) "коренных" и "пришельцев", которым когда-то первые дали убежище, и с которыми они в дальнейшем составили единое целое, состоящее из двух частей: так, мордва делится на эрзю и мокшу, мари - на горных и луговых; ханты и манси, и т.д. , что характерно практически для всех финно-угров.

#82 olegb1969

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 361 сообщений
  • LocationMoskau

Отправлено 08 Июль 2013 - 10:20

Марийцы действительно делятся горных и луговых. Я не понимаю этого деления, но внутри себя они четко это знают.
И очень условно: Лучше жениться на русской, чем на луговой. Очень условно
Видимо что-то было.
Возможно приход гуннов и раздел между старым и новым.
Есть два исключения: это венгры и финны, но это уже сформировашиеся нации. Хотя про финнов не уверен, есть некое деление.
Но тип угорского поведения он существует, я вижу по моей семье.

Сообщение отредактировал olegb1969: 08 Июль 2013 - 10:22

"Какой я на х.. интеллигент, я профессию имею" (С) Лев Гумилев
http://forum.fort-yust.ru

#83 nepolitik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 009 сообщений

Отправлено 09 Июль 2013 - 05:16

Просмотр сообщенияolegb1969 (08 Июль 2013 - 10:20 ) писал:

Марийцы действительно делятся горных и луговых. Я не понимаю этого деления, но внутри себя они четко это знают.
И очень условно: Лучше жениться на русской, чем на луговой. Очень условно
Видимо что-то было.
Возможно приход гуннов и раздел между старым и новым.
Есть два исключения: это венгры и финны, но это уже сформировашиеся нации. Хотя про финнов не уверен, есть некое деление.
Но тип угорского поведения он существует, я вижу по моей семье.
А как же куманы и собственно мадьяры?

#84 olegb1969

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 361 сообщений
  • LocationMoskau

Отправлено 09 Июль 2013 - 12:16

Просмотр сообщенияnepolitik (09 Июль 2013 - 05:16 ) писал:

А как же куманы и собственно мадьяры?
И тут разделение есть.
"Какой я на х.. интеллигент, я профессию имею" (С) Лев Гумилев
http://forum.fort-yust.ru

#85 nepolitik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 009 сообщений

Отправлено 19 Сентябрь 2013 - 02:44

Изображение


В ЦА возникнут новые государства?

О проекте таджикско-афганского Великого Бадахшана.

Александр Шустов


Заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров недавно заявил о возможности появления в Центральной Азии новых государственных образований. По его словам, определенные внешние силы планируют объединить таджикский и афганский Бадахшан, создав новое государство под названием «Великий Бадахшан». Информация о планах различных экстремистских группировок по созданию в регионе различных «халифатов» появлялась и ранее, но столь четкой территориальной привязки они до сих пор не имели.

Центр стратегических исследований при президенте Таджикистана – «мозговой центр», специализирующийся на информационно-аналитическом обеспечении органов власти, и, прежде всего, – вопросах безопасности, внешней и внутренней политики. К проблемам региона он гораздо ближе, чем российские или западные исследовательские структуры, поэтому к его оценкам стоит присмотреться внимательнее. Тем более, что информация о планах создания в Центральной Азии новых государств была озвучена С. Сафаровым со ссылкой на данные Антитеррористического центра СНГ, озвученные на конференции в Бадахшане. Причем речь тогда шла не об одном, а двух новых государствах, которые предполагается создать в Бадахшане и Ферганской долине.

В целях создания этих государств на территории афганского Бадахшана, по словам С. Сафарова, находятся «группировки», которые прикрываются «некоторыми силами», задействованными в «тайной геополитической игре». Какие это силы он не уточнил, отметив лишь, что «это все и так прекрасно знают». Правда, непосредственной угрозы Таджикистану эти группы пока не представляют. «Мы не можем говорить о том, что на данный момент такие планы представляют большую угрозу безопасности Таджикистана, - отметил он. - Потому что у нас существуют возможности отстаивать нашу часть Бадахшана. Кроме того, нам помогут наши стратегические партнеры – Россия и Китай. Однако некоторые государства строят такие планы, и мы должны быть бдительными, чтобы сохранить спокойствие в этом регионе».

При этом Москва и Пекин, по его словам, этими планами уже обеспокоены, прекрасно осознавая, что направлены они именно против них, а Россия даже пообещала не допустить подобного сценария.

Некоторые российские аналитики появление новых государств в Центральной Азии считают пока маловероятным. Так, начальник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров в интервью радиостанции «Голос России» отметил, что «подобная оценка является несколько алармистской, потому что пока непосредственной полномасштабной (а только при этом условии возможно образование неких новых государственных образований) угрозы дестабилизации Центральной Азии, мне кажется, нет». При этом проблемы Бадахшана и Ферганской долины заметно различаются. В Ферганской долине исламистами действительно выдвигались идеи создания единого исламского халифата. Однако, население эти лозунги не слишком поддерживает, сильно различаясь в киргизской, узбекской и таджикской части долины по этническому составу. Сильно различается между собой и население афганского и таджикского Бадахшана, последний из которых претерпел коренную трансформацию в советский период. Реальной проблемой может стать активизация интернациональных бригад боевиков, которые воюют на стороне талибов в Афганистане, и их возвращение в страны СНГ. Хотя к полномасштабной дестабилизации Центральной Азии это вряд ли приведет. Создание же новых государств Д. Александров считает возможным только в случае полной дезинтеграции региона. «Тогда вполне возможно создание неких объединений, - подчеркнул он, - подобных государственным, но это… пока фантастический сценарий».

Изображение

Несмотря на то, что образование новых государств в Центральной Азии сегодня кажется малореальным, в исторической перспективе оно вовсе не является фантастикой. Национальные государства – европейское явление, которое вплоть до недавнего времени в Средней Азии не было известно. К моменту присоединения этого региона к Российской империи во второй половине XIX века здесь существовало три государственных образования – Хивинское, Кокандское ханства и Бухарский эмират. Три казахских жуза (племенных союза) были постепенно интегрированы в состав России на протяжении XVIII – первой половины XIX века и полностью потеряли свою самостоятельность. Кокандское ханство было ликвидировано после антироссийского восстания 1875 г., а на его территории образованы Ферганская и Сырдарьинская области Оренбургского, а позднее - Туркестанского генерал-губернаторства. Именно в состав Кокандского ханства входила Ферганская долина, на территории которой по информации таджикских аналитиков планируется создать одно из новых государств. Что касается старых ханств Бухары и Хивы, то они сохранили внутреннюю автономную автономию, получив статус протекторатов Российской империи, и прекратили существования только в 1920 г., когда на их территории были созданы Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В 1924 – 1925 гг. большевики полностью пересмотрели систему административно-территориального деления региона.

На территории бывшего Туркестанского, Степного генерал-губернаторств, Бухарского эмирата и Хивинского ханства были созданы Туркменская и Узбекская ССР с Таджикской АССР на правах автономии (до 1929 г.), а также Киргизская и Казахская ССР с Каракалпакским автономным округом. К моменту распада СССР в регионе существовало пять союзных республик – Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская и Узбекская ССР, которые в 1991 г. стали независимыми государствами. В их основу был положен национально-этнический принцип, который исторически сформировался в Европе, а в Средней ранее известен не был. В.В. Бартольд – крупнейший отечественный специалист по Средней Азии, в «Записке» о ее национальном размежевании утверждал, что «национальный принцип в том виде, как он был проведен в жизнь при национально-государственном размежевании Средней Азии в 1924 г., был выработан западноевропейской историей XIX века и совершенно чужд местным историческим традициям». Конечно, степень этнической консолидации титульных этносов Центральной Азии сегодня выше, чем 90 лет назад, но преувеличивать ее не следует.

Все страны региона в той или иной мере страдают от сепаратизма, который временами принимает форму политической и /или вооруженной борьбы.

Этнически однородных государств в Центральной Азии нет, состав их населения полиэтничен.

Во всех республиках региона помимо титульного этноса проживают другие многочисленные народы: русские в Казахстане, узбеки в Киргизии, Таджикистане, Туркмении, таджики в Узбекистане. Нет единства и внутри самих титульных этносов, среди которых с новой силой заявили о себе родоплеменные и региональные кланы. Границы, проведенные между республиками в советский период, носили административный характер. Смысла в их делимитации и демаркации не было, поскольку де-факто СССР был единым государством. В новых условиях оказалось, что согласовать линию границы зачастую невозможно, поскольку она разделяет не только государства, но и населенные пункты. Нередко в приграничных районах располагается критически важная инфраструктура - водохранилища, линии электропередач, автомобильные и железные дороги, контроль над которыми становился источником бесконечных проблем и споров.

Заметнее всего региональный сепаратизм проявляется в самых бедных странах Центральной Азии – Киргизии и Таджикистане, которые в связи с ограниченностью финансовых и силовых ресурсов сталкиваются ним гораздо чаще своих более богатых и развитых в военном отношении соседей. Киргизия, например, за последние восемь лет пережила две революции (2005 и 2010 г.), постоянно страдая от хронической политической нестабильности, особенно усилившейся в последние годы. У власти в стране чередуются северные и южные кланы. В период президентства А. Акаева (1990-2005 гг.) в республике господствовали северяне, которых на следующие пять лет сменили южане во главе с президентом К. Бакиевым. После его свержения в 2010 г. к власти вновь пришли северяне во главе с Р. Отунбаевой, а затем – А. Атамбаевым, а южане составили основу оппозиции их режиму. Проблема в том, что север и юг Киргизии географически изолированы друг от друга, и соединяет их лишь автомобильное шоссе Бишкек-Ош. Южные области Киргизии, расположенные на территории Ферганской долины, слабо контролируются Бишкеком. Киргизские силовые структуры сегодня – самые слабые в регионе, а их возможности подавить беспорядки или выступления сепаратистов ограничены. Между тем, именно Ферганская долина, к которой относятся южные области Киргизии, фигурирует как территория одного из будущих «новых государств».

Положение в Таджикистане немногим лучше. После кровопролитной гражданской войны 1992-1997 гг., унесшей по разным оценкам 100-150 тыс. жизней, сепаратистские настроения в республике заметно ослабли, но вовсе не исчезли. Господство кулябского клана во главе с президентом Э. Рахмоном вызывает растущее раздражение других региональных группировок, выступавших противоборствующими сторонами в недавней междоусобице. В июле прошлого года вспыхнули бои на территории Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которая, напомним, также должна войти в состав одного из «новых государств». После убийства начальника регионального управления Госкомитета национальной безопасности Таджикистана (ГКНБ) генерала Абдулло Назарова власти начали военную операцию против местных вооруженных группировок, обвиненных властями в контрабанде наркотиков, табачных изделий, драгоценных камней и бандитизме. В ГБАО было введено около 3 тыс. военнослужащих и 24 июля в административном центре области Хороге начались тяжелые бои, которые завершились лишь на следующий день. Жертвами этого столкновения по официальным данным стало 42, а по данным Би-би-си – около 200 человек. Правительственные войска так и не смогли подавить сопротивление бадахшанцев, причем на сопредельной афганской территории по данным таджикских СМИ было сосредоточено до 200 боевиков, вмешательство которых могло привести к интернационализации конфликта и его превращению в трансграничный.

Кто же заинтересован в создании на территории Центральной Азии новых государств? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит вспомнить, кто вообще чаще всего выступает с планами перекройки границ по этническому признаку.

Политика крупнейших региональных держав – России, Ирана и Китая откровенно консервативна. Новые государства, способные изменить весь расклад сил в регионе, им не нужны. Зато с такими предложениями неофициально выступали США.

В июне 2006 г. на страницах «Armed Forces Journal» вышла статья «Кровавые границы. Как мог бы лучше выглядеть Ближний Восток». Ее автор - Ральф Петерс, подполковник армии США в отставке, служивший заместителем начальника штаба по разведке в Департаменте обороны. Он предлагает создать в регионе более однородные в этническом и конфессиональном плане государства. Для этого территориальные потери должны понести все крупные страны Ближнего и Среднего Востока, на политической карте которого появятся четыре новых государства - Курдистан, Арабское шиитское государство, Белуджистан и Исламское священное государство, которому отойдут святыни Мекки и Медины.

Центральную Азию планы Р. Петерса не затрагивают, зато напрямую касаются Южного Кавказа. Иранский Азербайджан с населением около 9 млн. чел. должен войти в состав Азербайджанской Республики (Северного Азербайджана), образовав крупное азербайджанское государство. По схожему сценарию планируется и создание объединенного Бадахшана, таджикская часть которого должна соединиться с афганской. Хотя в плане перекройки этнических границ Центральной Азии автор все ж несколько лукавит. В северо-восточных районах Ирана вдоль границы с Туркменией проживает довольно многочисленное туркменское население, общая численность которого в стране колеблется в пределах 1,5-3 млн. чел. Следуя логике создания национальных государств, эти земли могли бы войти в состав Туркменистана, образовав объединенное туркменское государство и еще более сократив и без того урезанную территорию Ирана.

Шансы на реализацию такого сценария сегодня кажутся небольшими. Но при определенных условиях, главным из которых является нарушение существующего баланса сил в регионе, исключать его нельзя.

Вспомним, что отторжение у Сербии Косово и его фактическое присоединение к Албании до агрессии НАТО в 1999 г. тоже казались нереальными.

Причем осуществлен этот план был по сценарию, очень похожему на бадахшанский. Только в роли агрессоров могут выступать не силы НАТО, а, скажем, объединенные силы талибов, усилившиеся после ухода США из Афганистана.

Источник:

#86 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 045 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 02 Январь 2014 - 01:23

Разновидности ислама: Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов



В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама, который я буду сравнивать с христианскими течениями. Так, будут более понятны процессы, происходящие в исламском мире.

Сунниты

Это самая распространенная ветвь ислама - 85-90% (более миллиарда приверженцев) от всех мусульман. Суннитов можно считать традиционными мусульманами. Они чтят Писание (Коран) и Предание (Сборники хасидов, написанных праведными людьми). Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов (что-то вроде апостолов в христианстве) — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Прислушиваются сунниты и ко мнению ученых-богословов, если их позиция не противоречит Писанию .

Видят идеал управления мусульманскими общинами в теократической разновидности монархии с правоверным халифом во главе, которого соборно выбирают члены общины. Если сравнивать с Христианством, то, на мой взгляд, сунниты образно соответствуют православным.

Шииты

Вторая по величине ветвь ислама - 10-15%. Они отличаются суннитов тем, что признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам - духовенству.

Догматически шииты Здесь мне видится уместным образное сравнение шиизма в исламе с католицизмом в христианстве.

Суфизм

Это классическое мистико-аскетическое течение в исламе. Его могут разделять как сунниты, так и шииты. Это что-то вроде философии монашеских орденов в католицизме и последователей исихазма в православии. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Критики нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими влияниями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Салафиты, ваххабиты

Это религиозно-политическое протестное движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Сторонники его идей сами называют себя салафитами. Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне.

Они отрицают необходимость духовенства, противники паломничества к могилам исламских праведников, не приемлют суфизм и призывают очищать ислам от нововведений. Другими словами, ваххабиты (салафиты) - это прототип протестантов в христианстве. Радикальные формы ваххабизма выражаются в объявлении джихада неверным, шахидство, совершение терактов.

География распространения

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов (богословских школ). К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.

В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.

Ваххабизм импортируется в России преимущественно из Саудовской Аравии, где ваххабизм является господствующей исламской доктриной.


Источник





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных