Перейти к содержимому


Графомань и графоманы.

графоман графомания

Сообщений в теме: 69

#1 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 23 Декабрь 2011 - 02:15

Цитата

Вот мы говорим: графомань, графомань ... а как отличить графоманский текст? На самом деле очень просто. Графоман - это человек, у которого чувство языка осталось на уровне троечника-шестиклассника, но сам он этого не замечает. А признаки графоманского текста очень просты.

1. Массовое наличие несогласованных предложений, где смысл потерян или искажен. "Она ехала в карете с приподнятым задом".
2. Системно неправильное словоупотребление "зубодробительные стены"

Раз уж пошел разговор о признаках - добавим и МТА:

1 засилье слов-паразитов типа "свой",
2. плеоназмы (масло масленое) "кивнул головой",
3. злоупотребление деепричастными оборотами,
4. "гусеницы" - предложения с нанизанными глаголами,
5. частое использование слов с суффиксом "вш".

Есть еще десяток типовых косяков, которые подсознательно раздражают читателя и заставляют морщиться редактора, но это к Розенталю.

Следующий этап авторского становления - студенческая проза. Главное ее отличие - смешение разговорного языка с архаичным и массовое использование любых сленгов. "Ничтоже сумняшеся, закосили мы лабу с Хрюнделем".

Подавляющая масса выходящей ныне литературы написана языком журналистским. Его отличие - практически полное отсутствие тропов (литературно-художественных приемов, таких как гипербола и т.д.), засилье архаичного и современного канцелярита ( у меня резко пропадает интерес к чтению книги после того как я встречаю в ней обороты "гораздо более" и "имеет место быть"), массовое использование анекдотичных сравнений "как блох на барбоске".

Еще интересное наблюдение. Графомань и произведения МТА как правило грешат комичной серьезностью, фальшивым пафосом и нравоучениями. Студенческая и журналистская проза наоборот, тяготеют к стебу и фельетону.

Чтобы не выплеснуть с водой и ребенка добавлю. Главное в книге - это яркий, осязаемый, эмоционально окрашенный образ. Если его удалось донести до читателя, то последний простит любые дилетантизмы и косяки. Другой вопрос, что зная правила ремесла и умея ими пользоваться, это сделать намного проще...

http://monfore.livejournal.com/
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#2 Guest_Lookomore_*

  • Гости

Отправлено 23 Декабрь 2011 - 03:49

Пожалуй, имеет смысл проиллюстрировать признаки графоманского текста примерами:

Цитата

О демонах и демоницах

Пятница удалась на славу.
Накормили озверином. Насильно.
Предыстория такова.
Месяца полтора назад одна дама написала вежливое письмо, попросила позволения прислать свой роман.
Я не менее вежливо ответила, что не имею никакого отношения к журналам, издательствам и, к сожалению, не располагаю свободным временем.
Дама написала снова, была настойчива, но по-прежнему вежлива, упомянула, что в романе поднимаются вечные вопросы, в общем, просто прочтите и в двух словах выскажите своё мнение.
И я, слабая духом, сдалась.
Прочла.
Всё не смогла, не то здоровье.
Два дня промучилась написанием ответа, толсто намекала на свой далёкий от безупречного литературный вкус, вся изошлась на реверансы и поклоны, чтоб только не обидеть.
Не письмо, а гимн лицемерию, самой стыдно.
И огребла.
Дама, отбросив ненужную вежливость, легко перешла на «ты».
Короче говоря, разрешите представиться: drevo_z, тупая неблагодарная тварь с раздутым самомнением и ядовитой душонкой, злобная идиотка и выскочка-подпевала.
Как я поняла, дама рассчитывала, что в своём журнале я помещу хвалебный отзыв.
К концу письма у дамы закончились относительно цензурные слова и выражения.
Они уже закончились, а письмо ещё нет.
Давненько не узнавала о себе столько нового.

Ну так вот.
Милая дама, вы хотели пиара? Извольте.
Исключительно из уважения к вашим сединам я не озвучиваю вашу фамилию и адрес.
Более того, после отправки поста немедленно удалю вашу нетленку и вычищу корзину.
А то в вашем письме прозвучали недвусмысленные подозрения в возможном плагиате.

Далее только цитаты. Так, навскидку. Там на каждой из 153 страниц россыпь.

«В пасти демонов». Роман.

Молчаливо стоял вековой бор. Андрей пробирался сквозь могучие кусты и деревья.

За его смятым лицом жила нетронутая детская душа.

Анета подошла к роялю и занесла над ним руки.

От страшного удара в спину Андрей упал навзничь, но сумел отползти к крыльцу.

Она взмахнула руками, как изящными белыми птицами.

В девичьем крике о помощи отчаяние не заглушило мелодичность.

– Убери свои грязные деньги! – сказала Анета. Отец послушался и убрал.

Платонов криво улыбнулся, обнажив жёлтые пропитые зубы.

– Какие у неё шелковистые ресницы, – подумал Андрей, трогая локон.

В пристройке заверещали свиньи.

Ярослава обвела руками своё пышное тело.

– Я вытащил тебя из грязи, а ты облил меня неблагодарностью. – сказал Платонов и поперхнулся.

– Я мечусь между долгом и любовью, между страстью и ужасом, что мне выбрать, подскажи, – прошептала Анета, свернувшись в клубочек.

Хенесси ударил в голову и в ноги, захотелось петь, признаваться в любви всему миру.

Француз быстро заговорил по-французски, холодно улыбаясь. Глаза его выдали.

– Что это? Стравинский? – спросил Андрей.
– Рахманинов, – засмеялась Анета. – Я сразу поняла, ты умеешь чувствовать музыку. Ты даже подпевал!
– Ах ты моя умница, – хохотнул Андрей.

Старые ворота с грустью заскрипели. За ними лежал двор, а за двором колодец.

Солнце осветило захолодевшее тело Платонова и снова ушло за облака.

– Почему мы не можем быть как все? – мучительно думал Андрей. Вокруг в запахе фиалок радостно шумела Ницца.

– Наш род очень древний. Но отец предал благородство крови предков.

Деньги шелестели, как шелестит осенней листвою октябрь, ветер задумчиво пошевеливал их.

Правое колесо съехало в кювет, машина запрыгала как игривый жеребёнок.

Ярослава резко оглянулась. На снегу виднелись две цепочки снегов – её собственные и чьи-то. Кто-то дышал в шею.

– Ты сможешь простить меня? – спросил отец, спрятав глаза под бровями.

Кровь была везде, повсюду, даже на стульях, даже на абажуре, её густой запах разъедал слизистую оболочку носа. – Здесь что-то случилось, – решил Влад.

Француз бросился бежать к парапету, но точный выстрел положил ему конец. Андрей повернулся к Анете и наконец ответил на её молчаливый вопрос: – Да, мы всегда будем счастливы. Всю жизнь. Всю вечность.

P.S. Ну ладно, тупая, но почему неблагодарная-то?!
P.P.S. Кому бы подпеть?

Цитата

О сне разума

Я живу неправильно.
И это неизлечимо.

Мне недавно разжевали, в чём проблема: оказывается, я хочу с ходу ловить смысл текста, а надо просто увидеть картинку.
А смысл сам придёт.
Потом.

Читаю очередную переводную нетленку, тираж 7000. Судя по аннотации, Гришэм с Кингом от зависти обгрызли себе все локти. До плеч.

... Он сел за руль "мустанга" и, скрипнув шинами, умчался прочь.
... Потом она запустила программу включения его частной виртуальной сети объёмом сто двадцать восемь бит.
... Она постоянно следила за новинками антиквариата.
... Её спальня была настояшим произведением искусства, поражая воображение гостей тёмно-вишнёвыми стенами, позолочёнными рамами зеркал и оконными рамами, а также богатейшим набором античных скульптур, стройными рядами выстроившихся вокруг огромной антикварной кровати.
... Через минуту Джеффри сбросил с себя весь свой дорогой наряд, придуманный лучшими мастерами мира специально для преуспевающих мужчин.
... Он был одет в твидовый костюм, белоснежную рубашку и галстук-бабочку, но это не могло скрыть его весьма почтенный возраст.
...Грек в большом чёрном фартуке, надетом поверх белоснежной рубашки, что, конечно, является дурным тоном.
... Нора томно закатывала глаза и весело смеялась.

И так далее.
При этом Нора непременно в ажурных трусиках и лепечет.
В затруднительных ситуациях, грозящих аферистке разоблачением, скрипит.

P.S. Ей-богу, зря я наехала на даму с "Пастью демонов".
P.P.S. Теперь не могу избавиться от картинки спальни с рядами античных скульптур. Стоит перед глазами как живая. Смешавшись в воображении с терракотовой армией императора Цинь-Шихуанди.


#3 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 24 Декабрь 2011 - 03:03

О графомани для детей...

Цитата

…И в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов…
В. Высоцкий

…Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как
это делается…
Я. Корчак

…Меня снесут с крылечка, сонного,-
И я проснусь от скрипа санного –
Когда я снова стану маленьким
И мир чудес открою заново…
А. Галич

Как-то на заре туманной юности в журнале узкопедагогического толка – «Семья и школа», кажется – случайно прочел исключительно забавную статью. Она называлась «Не поэт, но для детей» - автора я, конечно, давно забыл, а жаль.

Статья представляла собой грустные размышления редактора детского издательства о том, как представляют себе пописывающие граждане то, что, по их мнению, можно и нужно читать детям. Как в издательство шлют жуткую графомань, радостно сообщая редактору, что «сам-то я не поэт, конечно, но для детей сойдет». Шедевры, цитированные в статье, долго были ходячей хохмой в моей компании. «Жираф по Африке гуляет, и в ней коня напоминает; быстро бегает и стоя спит множеством шеи и копыт» - примерно такого рода. Тогда мне казалось, что это страшно весело.
Совсем недавно я снова вспомнил эту статью.

Моя приятельница – продавец книг – принесла показать новую детскую книжку, изданную совсем недавно. Умолчу о картинках; стихи под картинками поражали воображение. Меня глубоко потрясли строки: «Снесла курица яйцо – удивилась, где лицо». Над смыслом этих слов я задумался очень надолго, тихо радуясь тому, что сам уже не ребенок.

Та же самая девушка-книготорговец рассказывала, что диалоги с родителями, пришедшими за покупками для любимого чада, решительно не блещут разнообразием. Нечто вроде:
- Мне бы детскую книжку. Что-нибудь попроще и подешевле. Стишки какие-нибудь – ну, ему же все равно, что учить…
- Дайте для подростка что-нибудь… Ну такое, не заумное – что они сейчас все читают. Глупость какую-нибудь – все равно, лишь бы от компьютера оторвался. И краткое содержание «Недоросля» и «Войны и мира» - ему ж, идиоту, экзамены сдавать…

У девушки педагогическое образование. Она рассказывала, сжимая кулаки. Глядя на нее, я понял, что графомань в детских книжках – это не забавно, совсем не забавно.

Еще более печально отношение взрослых к будущей духовной жизни детей. Можете себе представить, чтобы кто-то из этих любящих родителей сказал в гастрономе: «Мне бы какой-нибудь колбасы дешевенькой – для ребенка, ему все равно, он не понимает – ну и йогурт просроченный, что ли… Подешевле»?! Ведь дико же! Нормальный родитель еще и скандал устроит, если вдруг детское питание окажется недостаточно качественным. Но просроченная, тухлая, синтетическая, фальсифицированная духовная пища для ребенка воспринимается взрослыми совершенно нормально и естественно; они сами ее выбирают, не задумываясь – и кормят ею малышей.

Дети привыкают к суррогатам с младенчества. С «куриного лица» и жирафа с «множеством шеи и копыт» - они еще малы, они доверяют маме, которая это читает, воспитательнице, которая это с ними разучивает. Они учатся считать это нормой. Естественно, подросшие на тухлом чтиве малыши берут читать знакомое и усвоенное – в таких же ярких обложках: мальчики – детские детективы и ужастики, девочки – кошмарные а`ля «любовные» романы. И вырастая, мальчики и девочки так же очевидно и естественно начинают читать книжки мам-пап: картонные детективы, дешевую фэнтези и совсем уж копеечные любовные романы.

Кошка приносит котятам придушенную мышь, показывая – вот это нужно есть. Мама приносит малышу ужасную или отличную книжку с картинками, показывая – вот этим будет питаться твоя душа. Душа привыкает к пище, усвоенной с детства.

И у бедолаги, выросшего на духовных «сосисках» из клея, казеина, туалетной бумаги, красителей и ароматизаторов, тут же случается несварение разума, если ему придется воспринимать «мясо с кровью» живого текста, а пуще того – «соловьиные язычки в меду» элитарной прозы или настоящей поэзии. Неподготовленный читатель не виноват. Он и хотел бы – да не может.
Как сказал один старый еврей, «сложно объяснить вкус дыни тому, кто всю жизнь жевал сапожные шнурки».

Положение с новыми книгами для детей и подростков, похоже, еще хуже, чем с взрослой литературой. У взрослого есть хоть какие-то отдушины в новом; детям осталась почти исключительно классика.

Классика хороша, кто спорит. Но ребенку, а тем паче – подростку хочется увидеть в книге окружающую жизнь, знакомые реалии, привычную его уху речь. Это желание подсовывает суррогаты даже тем, кто хотел бы другого всей душой; нечего больше, нечего.

Полностью прочитать статью можно здесь http://mosk.zbord.ru....php?f=51&t=155

Сообщение отредактировал Tai: 24 Декабрь 2011 - 03:04

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#4 Bad Dancer

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 020 сообщений
  • LocationРыбинск

Отправлено 24 Декабрь 2011 - 09:31

О детских книжках.
Плохая детская книжка не обязательно может быть графоманской или с ужасными картинками. Как-то попалась мне книжка для детей с отличными иллюстрациями. Нарисованы русская печь и самовар, а под ними стихи-загадки:
У красавицы молодки
Загорелося в серёдке,
У красавца молодца
Лихо капает с конца.

Мы-то с женой поржали, а вот детям показали только картинки, стихи читать не стали. Конечно, они не угадали, что там нарисовано - никогда не видели ни печки, ни самовара.
Кот. Гуляю сам по себе. В последнее время здесь: http://samlib.ru/editors/b/bad_dancer/

#5 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 25 Декабрь 2011 - 12:45

Вот, нужны новые загадки. Как современным детишкам-то отгадать загадки о вещах, о которых они представления не имеют?
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#6 Bad Dancer

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 020 сообщений
  • LocationРыбинск

Отправлено 25 Декабрь 2011 - 01:46

Цитата

Есть еще десяток типовых косяков, которые подсознательно раздражают читателя и заставляют морщиться редактора, но это к Розенталю.

Когда я понял, что болезнь графоманства неизлечима и рецидивы неизбежны, я скачал себе Розенталя. Но вот только вчера начал его читать, про стилистику и редакционную правку.
Спасибо! Ничего более занимательного мне в последнее время читать не доводилось. :)

Сообщение отредактировал Bad Dancer: 25 Декабрь 2011 - 01:46

Кот. Гуляю сам по себе. В последнее время здесь: http://samlib.ru/editors/b/bad_dancer/

#7 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 25 Декабрь 2011 - 03:13

Просмотр сообщенияBad Dancer (25 Декабрь 2011 - 01:46 ) писал:

Когда я понял, что болезнь графоманства неизлечима и рецидивы неизбежны, я скачал себе Розенталя. Но вот только вчера начал его читать, про стилистику и редакционную правку.
Спасибо! Ничего более занимательного мне в последнее время читать не доводилось. :)
Розенталь forever. :)
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#8 Финист

    Активный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 907 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 26 Декабрь 2011 - 07:24

Параграф 233 наполнил душу гордостью за себя любимого: нажимая "Предварительный просмотр", я становлюсь сразу двумя специалистами с четырьмя-пятью функциями на борту. :)

#9 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 07:21

Интересная статья в тему ветки "Графоманы и графомания. Писательство как вид наркотика"

Цитата

Термин "графоман" для меня долго оставался загадочным и таинственным. Как Антарктида. Несмотря на богатое и плотное знакомство с писательско-журналистским миром. Но потом, "неизвестный зверь" предстал передо мной во всем великолепии, и я смог его основательно изучить.

Давайте для начала зайдем в слово - два греческих корня. Grapho - писать и mania - сумашествие, страсть. Безумная страсть к пустому сочинительству.

Не очень понятно. Легкая степень безумия свойственна любому художнику, всем творческим людям. Творчество само по себе довольно безумно. Писательство очень похоже на некий легкий вид наркомании - создание текстов пьянит само по себе, поверьте мне на слово, если вы этого не испытывали сами.

Главное отличие графомана от писателя - цели. Графоман пишет ради самого процесса письма, создает текст ради текста. Для него не так важно о чем писать и зачем писать. Процесс важен и ценен сам по себе. Для писателя текст - это инструмент. Это возможность донести до людей, до мира, свой сюжет, свои идеи, своих героев. О чем-то миру поведать и что-то в мире изменить.
Писателя сжигает идея. Графомана сжигает пальцевая чесотка.

Второе отличие графомана от писателя. Любому графоману его тексты кажутся священными. Он пишет шедевры! И ни один критик, ни один читатель, ни одно Человечество его в этом не переубедит и не переспорит.
Да, гениям тоже свойственна мания величия. Писатель может вытереть с лица потный вал вдохновения и яростно завопить на весь дом:
- Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!!!
И при этом через две минуты он может начать в своем тексте сомневаться, вычеркивать, зачеркивать и даже сжигать.
Графоманы своих рукописей не правят и не сжигают. Графоман никогда не будет писать "в стол". Они видят свои творения в чарующем золотом свечении. Все написанные графоманом тексты идеальны и совершенны по определению.
И поэтому графоман неизлечим. Он слеп к своему недугу, не осознает свое графоманство как недуг и даже гордиться им.

Стало ли больше графоманов с развитием интернета? Ничуть. Литературный наркотик такой же как и все остальные. Кому нужна "доза", тот найдет её при любом запрете. Кому не нужна - тот и даром не возьмёт.
(Ну на что вам мешок героина? Что с ним делать? Я привез как-то раз мешочек белого порошка в редакцию "Огонька" из одной южной командировки, так мы потом от него избавится не могли).
Да, публиковаться в интернете, на своем сайте, блоге, платформе типа "живых журналов" или прозы.ру сейчас легко. Раньше возможностей доносить свое творчество до людей было куда меньше. Однако в потоке графоманов мы не утонули.
Да, есть в литературе эта мутная пустая волна, ну так она была и раньше! С той лишь разницей, что в советское время графоману помогала двигаться "партийная линия", а сейчас достаточно обычных денег.

Может ли графоман прославиться? Здесь есть тонкости. Графоман пишет много плохих текстов. Людям нравятся хорошие книги и их не обманешь. Коричневое г..но плохо пахнет, даже если завернуть его в красивый фантик. Вы же отличите пластмассовую икру от настоящей красной дальневосточной?
Вот только у многих людей в последние годы начисто пропал вкус. И красивый вид фантика для некоторых является вполне достаточным. Наше восприятие притупилось. И поэтому если по телевизору, в газетах и на работе сказали, что это круто, то... Голые короли спокойно шествуют по нашим улицам.

Да, книжная литводичка робских и категордоновых через пять лет навсегда уйдет в песок времени. Да, время развеет эти страницы как пепел, даже если они сделаны из прочной качественной бумаги. Но пару лет такая книжная "пыль" спокойно может пролежать на магазинных прилавках.

Как не стать графоманом. Графоманами становятся по своей воли, но не от хорошей жизни. Графоманство - это форма психологического диабета. Потребность в признании, в деятельности есть, бездна самолюбия зияет, а заполнить изнутри ее нечем.

Вид написанных и даже опубликованных своих строк способен покормить самолюбие, но, увы, ненадолго. А "нобелевку" за графоманские вирши даже за большие деньги не дадут. Здесь другой маршрут искать надо. Вставать на другую дорогу. Творческую.
Взято здесь
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#10 Bad Dancer

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 020 сообщений
  • LocationРыбинск

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 07:34

"Писательство очень похоже на некий легкий вид наркомании - создание текстов пьянит само по себе, поверьте мне на слово, если вы этого не испытывали сами."

Вот ещё одно мнение.

Цитата

Бывают занятия, спасительные в минуту душевной невзгоды. Растерянный ум понимает, что и в какой последовательности делать — и обретает на время покой. Таковы, к примеру, раскладывание пасьянса, стрижка бороды с усами и тибетское медитативное вышивание. Сюда же я отношу и почти забытое ныне искусство сочинения книг.
В.Пелевин, S.N.U.F.F.
Кот. Гуляю сам по себе. В последнее время здесь: http://samlib.ru/editors/b/bad_dancer/

#11 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 08:06

Просмотр сообщенияBad Dancer (28 Декабрь 2011 - 07:34 ) писал:

"Писательство очень похоже на некий легкий вид наркомании - создание текстов пьянит само по себе, поверьте мне на слово, если вы этого не испытывали сами."

Вот ещё одно мнение.


В.Пелевин, S.N.U.F.F.

Здорово. :)
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#12 Bad Dancer

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 020 сообщений
  • LocationРыбинск

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 08:24

Сами-то мы не местныя... :) И литературный опыт у меня мизерный и в достаточной степени графоманский.
Но, всё-таки, когда я попробовал что-то написать, мною руководила отнюдь не "пальцевая чесотка". Я скорее технарь, чем творческий человек, и хотел проверить эмпирически ту гипотезу, к которой пришёл ранее, а именно: настоящие литературные произведения создаются в изменённом состоянии сознания. Способы изменения сознания могут быть различными - спонтанное ("меня сегодня Муза посетила"), медитация, лёгкий наркотик (трезвенники среди поэтов встречаются реже, чем белые вороны).
В общем, я считаю сию максиму доказанной - по крайней мере, в отношении самого себя. И беру в союзники Александра нашего свет Сергеевича, с его болтинской осенью, окончательно примиряющей меня с этим отнюдь не самым приятным временем года.


И забываю мир -- и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем --
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута -- и стихи свободно потекут.
Кот. Гуляю сам по себе. В последнее время здесь: http://samlib.ru/editors/b/bad_dancer/

#13 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 28 Декабрь 2011 - 11:22

Просмотр сообщенияBad Dancer (28 Декабрь 2011 - 08:24 ) писал:

Сами-то мы не местныя... :) И литературный опыт у меня мизерный и в достаточной степени графоманский.
Но, всё-таки, когда я попробовал что-то написать, мною руководила отнюдь не "пальцевая чесотка". Я скорее технарь, чем творческий человек, и хотел проверить эмпирически ту гипотезу, к которой пришёл ранее, а именно: настоящие литературные произведения создаются в изменённом состоянии сознания. Способы изменения сознания могут быть различными - спонтанное ("меня сегодня Муза посетила"), медитация, лёгкий наркотик (трезвенники среди поэтов встречаются реже, чем белые вороны).
В общем, я считаю сию максиму доказанной - по крайней мере, в отношении самого себя. И беру в союзники Александра нашего свет Сергеевича, с его болтинской осенью, окончательно примиряющей меня с этим отнюдь не самым приятным временем года.

У всех по разному. :) Иногда это можно назвать и изменненым состоянием сознания. Собственно, порой начинаешь жить своей историей. ))
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

#14 Guest_Lookomore_*

  • Гости

Отправлено 31 Декабрь 2011 - 03:21

О художественных приёмах

Цитата

Просто несколько примеров, которые пришли на ум. Может, кому и пригодятся. Мне, например, пригодились)).

Пример первый. Хрестоматийный пример того, как повествовательный текст превращается в художественный, приводится в воспоминаниях Григоровича. В начале своей литературной карьеры он написал очерк о петербургских шарманщиках и показал его Достоевскому.
«Он, - пишет Григорович, - по-видимому, остался доволен моим очерком, хотя и не распространялся в излишних похвалах; ему не понравилось только одно выражение в главе «Публика шарманщика». У меня было написано так: когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это,- помню очень хорошо,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение. Художественное чувство было в моей натуре; выражение: пятак упал не просто, а звеня и подпрыгивая,- этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым, художественно-литературным приемом».
А ведь, действительно, буквально в двух словах объяснил самую суть словесного художественного творчества. Гений…
Однако совсем необязательно идти этим путём. Иногда большего художественного впечатления можно достигнуть, вообще отказавшись от словесной "живописи".


Пример второй. В воспоминаниях Т. Л. Толстой приводятся слова ее отца, восхищавшегося тем, при помощи какого приема Гомер передает прекрасный облик виновницы Троянской войны. Поэт не говорит ни слова о самой Елене, а лишь замечает: «Когда Елена вошла, то, увидев ее красоту, троянские старцы встали». И все. И уже не забудешь.

Пример третий. Этот «гомеровский» прием опосредствованного описания Толстой использовал в «Анне Карениной». В одной сцене ему понадобилось передать необычный, лихорадочный блеск глаз своей героини, и вот Толстой пишет: «Она долго лежала неподвижно с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела»

Чехов удивлялся художественной смелости Толстого: «Вы только подумайте, ведь это он, он написал, что Анна сама чувствовала, видела, как у нее блестят глаза в темноте!.. Серьезно, я его боюсь».
А этой художественной смелости было – уже несколько тысяч лет!..


#15 Tai

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 333 сообщений
  • LocationДальний Восток

Отправлено 01 Январь 2012 - 03:54

Еще одна точка зрения на графоманов и графомань:

Цитата

ГРАФОМАНИЯ
От лат graphoпишу и maniaстрасть, безумие.
Определяя графоманию как болезненную страсть к сочинительству, не подкрепленную природным дарованием, толковые словари вслед за бытовым словоупотреблением предлагают пользоваться этим термином как своего рода вкусовой оценкой или, если угодно, диагнозом. Слово “графоман” воспринимается как синоним бездарности, причем бездарности амбициозной, воинствующей, а графоманские тексты прочитываются как “плохая”, “низкокачественная” литература, лишь имитирующая (зачастую с незаметным для самого автора конфузным эффектом) внешние признаки словесного искусства, но не способная порождать собственно художественные смыслы.

Так графоманию понимали еще в XVIII-XIX столетиях - см. комедию французского поэта А.Пирона “Метромания” (1738), высмеивающую массовую одержимость модным в ту пору стихотворчеством, творчество графа И.Хвостова (1757-1835), чье имя благодаря насмешкам современников стало в русской традиции нарицательным, или стихи воспетого Ф.Достоевским капитана Лебядкина. И в этом словоупотреблении не было никакой беды – вплоть до ХХ века, когда все усиливающаяся тяга к ценностному релятивизму размыла границы конвенциально одобренного обществом единого художественного вкуса и когда на волне стремления взломать стандарты бесцветно грамотной литературной речи возникли новые художественные явления (например, авангардизм или, позднее, концептуализм), применительно к которым традиционная оппозиция таланта и графомании (бездарности), либо не срабатывает, либо открывает избыточно широкое поле для оценочного произвола и/или плюралистических интерпретаций.
Выяснилось, что стихи графа Хвостова и даже капитана Лебядкина не только не так уж плохи, но и могут рассматриваться как отправная точка для художественных инноваций. Оказалось, что свои претензии на гражданство предъявляет наивная литература, позиционно располагающаяся между современным фольклором и профессиональным творчеством. Пришлось признать и права авторов на использование литературной маски (в том числе маски графомана), и то, что во многих случаях (выразительным примером здесь могут служить стихи поэтов-обэриутов) одно и то же произведение, в зависимости от того, кому принадлежит его авторство, может быть прочтено либо как образцовая графомания, либо как свидетельство художественной новизны и дерзости. Так, скажем, стихотворение:
Почему я плачу,
Шура?
Очень просто:
из-за Вас.
Ваша чуткая натура
Привела меня в экстаз, -
которое любой эксперт определил бы как графоманское, с полным основанием печатается теперь в томе престижной “Библиотеки поэта”, ибо оно принадлежит не кому-нибудь, а Николаю Олейникову.

Именно с утратой хоть сколько-нибудь мотивированного представления о дистанции между графоманией и собственно литературой стало возможным появление и телевизионного журнала “Графоман”,и магазина элитарной книги с тем же названием, и специального журнала “Соло”, где стопроцентно графоманские опусы публиковались под рубрикой “Клуб им. полковника Васина”.

Поэтому целесообразно отвлечься от сугубо оценочной доминанты в толковании термина “графомания”, определяя ее в дальнейшем как разновидность непрофессиональной литературы, отличающуюся от эпигонства тем, что она создается художественно невменяемыми авторами, принадлежащими по своему образовательному и интеллектуальному цензу, как правило, к среде неквалифицированного читательского большинства. “Графоман, - по наблюдению Всеволода Бродского, - живет в отдельном мире, где творчество – лишь способ письменно зафиксировать свои личные радости и печали, где место, допустим, Мандельштама занимает Эдуард Асадов, где истории искусств вовсе не существует. Графоман выпадает из привычного литературного пространства”. Причем, - подчеркивает Игорь Шайтанов, - “стиль русской графомании часто исполнен стилистической архаики, придающей важность речи, несколько тяжеловесен, даже когда шутлив, то, что В.Кюхельбекер называл у Хвостова “возвышенностью глупости”.

http://magazines.rus...grafoman40.html
Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных