Перейти к содержимому


А не пора ли вспомнить?



Сообщений в теме: 138

#31 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 196 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 11 Ноябрь 2011 - 03:50

Саша Черный

ПОТОМКИ

Наши предки лезли в клети
И шептались там не раз:
"Туго, братцы...видно, дети
Будут жить вольготней нас".

Дети выросли. И эти
Лезли в клети в грозный час
И вздыхали: "Наши дети
Встретят солнце после нас".

Нынче так же, как вовеки,
Утешение одно:
Наши дети будут в Мекке,
Если нам не суждено.

Даже сроки предсказали:
Кто - лет двести,кто - пятьсот,
А пока лежи в печали
И мычи, как идиот.

Разукрашенные дули,
Мир умыт, причесан, мил...
Лет чрез двести? Черта в стуле!
Разве я Мафусаил?

Я, как филин, на обломках
Переломанных богов.
В неродившихся потомках
Нет мне братьев и врагов.

Я хочу немножко света
Для себя, пока я жив,
От портного до поэта -
Всем понятен мой призыв...

А потомки... Пусть потомки,
Исполняя жребий свой
И кляня свои потемки,
Лупят в стенку головой!
<1908>

#32 keyser

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 490 сообщений

Отправлено 11 Ноябрь 2011 - 06:36

Просмотр сообщенияДостоевский (11 Ноябрь 2011 - 10:48 ) писал:

А не пора ли вспомнить что Достоевскому сегодня 190 лет?
"Бесов" советую перечитать.
Обязательно перечитаю и спасибо за напоминание слов Достоевского:
\Достоевский говорил о том, что именно России суждено сказать «слово живой жизни в грядущем человечестве». \

#33 Aks

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 813 сообщений

Отправлено 11 Ноябрь 2011 - 07:13

Просмотр сообщенияДостоевский (11 Ноябрь 2011 - 10:48 ) писал:

А не пора ли вспомнить что Достоевскому сегодня 190 лет?
"Бесов" советую перечитать.

ой, пора. Спасибо, что не забыли.

#34 Aks

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 813 сообщений

Отправлено 11 Ноябрь 2011 - 07:17

Просмотр сообщенияnessie264 (11 Ноябрь 2011 - 03:50 ) писал:

Саша Черный

ПОТОМКИ

Наши предки лезли в клети
И шептались там не раз:
"Туго, братцы...видно, дети
Будут жить вольготней нас".

Дети выросли. И эти
Лезли в клети в грозный час
И вздыхали: "Наши дети
Встретят солнце после нас".

Нынче так же, как вовеки,
Утешение одно:
Наши дети будут в Мекке,
Если нам не суждено.

Даже сроки предсказали:
Кто - лет двести,кто - пятьсот,
А пока лежи в печали
И мычи, как идиот.

Разукрашенные дули,
Мир умыт, причесан, мил...
Лет чрез двести? Черта в стуле!
Разве я Мафусаил?

Я, как филин, на обломках
Переломанных богов.
В неродившихся потомках
Нет мне братьев и врагов.

Я хочу немножко света
Для себя, пока я жив,
От портного до поэта -
Всем понятен мой призыв...

А потомки... Пусть потомки,
Исполняя жребий свой
И кляня свои потемки,
Лупят в стенку головой!
<1908>
-
В 60-х, по- моему, Шостакович написал что-то (не помню к своему стыду) и включил текст "Потомков", был большой скандал.

#35 Aks

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 813 сообщений

Отправлено 11 Ноябрь 2011 - 07:23

Просмотр сообщенияДостоевский (11 Ноябрь 2011 - 11:16 ) писал:

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, по мнению многих - истинный пророк и провидец.
Пророком Достоевского считали, например, сербский богослов и философ преподобный Иустин (Попович) и американский православный подвижник и духовный писатель иеромонах Серафим (Роуз) Платинский (1982). Так, в своей лекции «Будущее России и конец мира» (1981 г.) иеромонах Серафим говорил: «В XIX веке в России были известны многие пророки, среди них даже миряне, как, например, Достоевский…». Пророками XIX столетия отец Серафим называл также святителя Феофана Затворника и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Многие великие современники Достоевского называли его пророком. Например, основатель знаменитой Третьяковской галереи П. М. Третьяков в ответ на восторженный отзыв о Достоевском художника И. Н. Крамского писал: «…Это был не только апостол, как верно Вы его назвали, это был пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть».
Пророк, как известно, это не только предсказатель, провидец, но это прежде всего проповедник и учитель народа. Он учит людей правде, направляет их к Истине, изрекая слово от Бога и являясь таким образом совестью народа, ибо совесть – это глас Божий. Таким и был Достоевский.
Критик и литературовед Ю. И. Селезнев (1939-1984), автор нескольких книг о Достоевском и его творчестве, писал: «Художественное наследие Достоевского нельзя измерять рамками собственно литературной значимости… Прочитав Достоевского, Европа после некоторого оцепенения поняла, что русская литература это больше, чем литература. "Не будем называть их романами, – писал С. Цвейг о творениях Достоевского, – не будем применять к ним эпическую мерку: они давно уже не литература, а какие-то тайные знаки, пророческие звуки… Достоевский… больше, чем поэт, – это – духовное понятие, которое вновь и вновь будет подвергаться истолкованию и осмыслению"…
Немецкий писатель Герман Хессе вообще полагал, что "Достоевский… стоит уже по ту сторону искусства", что, будучи великим художником, он был им все-таки "лишь попутно", ибо он прежде всего – пророк, угадавший исторические судьбы человечества… Роман Достоевского, как особое качество, как определенный способ художественной организации человеческого сознания, и был для писателя формой его страстной проповеди мессианского назначения России».
«Достоевский – отгадчик будущего, – утверждал писатель Ю. В. Трифонов (1925-1981), – Правота его догадок становится ясна не сразу. Проходят десятилетия, вот уже минул век – и, как на фотобумаге, под воздействием бесконечно медленного проявителя (проявителем служит время) проступают знаки и письмена, понятные миру…».
О чем же предсказывал этот пророк?
Достоевский говорил о том, что именно России суждено сказать «слово живой жизни в грядущем человечестве». Идея высокого исторического предназначения России, ее призвания сказать миру свое, истинно «новое Слово», Слово, которое духовно возродит мир, была краеугольным камнем, лежащим в основании всех творческих устремлений Достоевского. Он верил в мессианское назначение России, считал русский народ богоизбранным, народом-богоносцем, призванным нести свет истины другим народам. «Назначение русского человека, – говорил писатель-пророк, – есть безспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским … может быть и значит только … стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всеобщей, всечеловеческой ответственности, бремени «всемирного боления за всех», по выражению Достоевского.
-
А не хотите сделать подборочку "Незаурядные люди о Фёдоре Михайловиче" (название предварительное, разумеется)? Было бы очень интересно посмотреть, что говорили о нём современники, что говорят теперь. Слова друзей и недругов. В редакции есть задумка сделать Фёдора Михайловича одним из "вечных спутников" нашего сайта, ведь так любить Россию мало кто умел, разве что ещё Ильин и Шмелёв.Поможете?

#36 vikru

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 818 сообщений
  • LocationСоединённые Штаты Америки

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 08:19

Просмотр сообщенияvesta (11 Ноябрь 2011 - 01:09 ) писал:

По кругу ходим или по спирали?
И ещё Саша Чёрный "Жалобы обывателя" 1906 г.

Моя жена - наседка,
Мой сын - увы эсер
Моя сестра - кадетка,
Мой дворник - старовер.

Кухарка - анархистка
Аристократ - свояк
Мамаша - анархистка,
А я - я просто так...

Дочурка - гимназистка
(Всего ей десять лет)
И та социалистка -
Такой уж ныне свет!

От самого рассвета
Сойдутся и визжат -
По мне комедья эта,
Поверьте, сущий ад.

Сестра кричит: "Поправим!"
Сынок кричит: "Снесём!"
Свояк вопит: "Натравим!"
А дворник - "Донесём!"

А милая супруга,
Иссохшая как тень,
Вздыхает, как белуга,
И стонет: "Ах, мигрень!"

Молю тебя, создатель
(совсем я не шучу)
Я русский обыватель -
Я просто жить хочу!

Уйми мою мамашу,
Уйми родную мать!
Не в силах эту кашу
Один я расхлебать.

Она, как анархистка,
Всегда сама начнёт,
За нею гимназистка
И весь домашний скот.

Сестра кричит: "Устроим!"
Свояк вопит: "Плевать!"
Сынок кричит: "Накроем!"
А я кричу: "Молчать!!"

Проклятья посылаю
Родному очагу
И втайне замышляю -
В Америку сбегу!...
Помоему ето -перл! Выучу наизусть
Русский, помоги русскому!

#37 Достоевский

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 824 сообщений

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 11:44

Просмотр сообщенияAks (11 Ноябрь 2011 - 07:23 ) писал:

-
А не хотите сделать подборочку "Незаурядные люди о Фёдоре Михайловиче" (название предварительное, разумеется)? Было бы очень интересно посмотреть, что говорили о нём современники, что говорят теперь. Слова друзей и недругов. В редакции есть задумка сделать Фёдора Михайловича одним из "вечных спутников" нашего сайта, ведь так любить Россию мало кто умел, разве что ещё Ильин и Шмелёв.Поможете?
Идея хорошая, да мое мнение, что лучше самого автора читать, а не отзывы о нем. Кстати в комментариях к его произведениям много отзывов современников и более поздних авторов. По поводу "вечных спутников" сайта согласен. Вы, скорее всего, собираетесь создать отдельную ветку о них. Тогда можете перенести туда и эти ссылки, а я, по возможности буду добавлять информацию.
http://aljokin-1957....d.ru/links.html
http://www.dostoevskiy.net.ru/
http://www.vehi.net/dostoevsky/

Статья за вчера

Филолог Дмитрий Бак – о юбилее Федора Достоевского


11 ноября исполнилось 190 лет со дня рождения писателя Федора Достоевского. К этой дате приурочено множество мероприятий самого разного свойства в разных городах России. Центр юбилейных торжеств – в Петербурге, где Достоевский прожил много лет и в котором развиваются сюжеты его главных произведений.

О том, как сегодня следует читать книги Федора Достоевского, говорит директор Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ Дмитрий Бак.

– Когда отмечают юбилей какого-нибудь великого писателя, часто говорят о том, что этот писатель "еще не прочитан". Так часто говорят применительно ко всем русским классикам, похоже, это стало литературным штампом. Возможно ли новое прочтение Достоевского?

– Я думаю, что новое прочтение Достоевского не только возможно, но и необходимо. Не новое прочтение нам нужно, а преодоление слишком многих новых прочтений, которые стали каноническими в советскую эпоху, в перестроечную эпоху, одним словом – в ХХ веке. Нужно прорваться к тому самому Достоевскому, каким он был для его современников.

– Назовите, пожалуйста, несколько самых банальных штампов, связанных с Достоевским?

– Достоевский в 40-е годы связан с натуральной школой. Это социальный критик, который пишет про бедных людей, которые утеснены, угнетены внешними обстоятельствами жизни и т. д. и т. д. Это штампы в свое время придумал Белинский и критики его ориентации, которые с самого начала в Достоевском не видели Достоевского. Если говорить о первом романе, о "Бедных людях", то Макар Девушкин – это никакой не герой раннего Достоевского, это подлинный герой Достоевского, которого нельзя излечить от бедности, который своей бедностью упивается, кичится. Она ему нужна. Он всем желает "нос натянуть". Он упивается своей амбицией. Это подлинный герой Достоевского, который совершенно не вписывается в эту картину.

И другой пример – роман "Бесы", который в советское время почти не публиковался, один раз только был опубликован. Существовал известный анекдот, что если в советское время будут устанавливать памятник Достоевскому, то нужно сделать надпись о том, что этот памятник – Достоевскому от благодарных бесов. Роман "Бесы" – это не пародия на большевизм, не пародия вообще на революцию. Это просто до сих пор не прочитанный роман. В нем видят либо роман религиозный, либо роман антиутопический. На самом деле, Достоевский говорит, что любая идея, даже сколь угодно благая, даже христианская, даже евангельская идея, при чрезмерном ее педалировании, при чрезмерном ею увлечении превращается в свою противоположность. Это про Россию, которая только-только выбралась то ли из "лихих" 90-х, то ли из времени свободы, когда любая идея тут же превращается в свой клон. Это то, что для нас абсолютно актуально, если только прорваться сквозь штампы.

– В советское время Достоевского то считали прогрессивным, то реакционным писателем, то включали в школьную программу, то выбрасывали из нее. Если бы сейчас вы имели отношение к составлению некоего наставления для чтения российского юношества, какие бы книги Достоевского вы бы порекомендовали прежде всего?

– В первую очередь рекомендовал бы роман "Бедные люди", повесть "Записки из подполья" и роман "Бесы".

– Неужели без романа "Преступление и наказание"?

– Думаю, что без него. Еще бы я добавил повесть "Записки из мертвого дома", из которого вырос "Архипелаг ГУЛАГ" и вся лагерная литература. Роман "Преступление и наказание" занял центральное место в творчестве Достоевского как раз в результате того самого нового прочтения, которое наступило в советское время, – просто потому, что он входил в школьную программу на протяжении ряда лет. По моему разумению, это не тот роман, с которого надо начинать знакомиться с Достоевским. Его идеи яснее выражены в других романах. Это штамп, который прочно сидит в головах у всех: "А, это роман про то, как студент неведомо почему убил старушку и раскаялся". Достоевский же не говорит о том, что Раскольников раскаялся. Это фантазия. Еще один пример штампа. Роман кончается словами: "А это уже совсем другая история. Может быть, где-то там на каторге, в каких-то условиях жизни это раскаяние произойдет". Очень трудно преодолевать эти штампы. Я это пытаюсь сделать в своем преподавании, а я 15 лет работал в школе, преподавал детям. Это почти непосильная задача.

– Известно, что Достоевский часть жизни находился в очень стесненных финансовых обстоятельствах и писал много, многословно еще и потому, что платили в зависимости от количества авторских листов, которые он предоставлял в редакции журналов, публиковавших его произведения. Как вы считаете, допустимо ли сокращение романов Достоевского, какая-то их адаптация, как адаптируют, скажем, для изучающих иностранные языки книги писателя на языке оригинала, для легкого чтения?

– Никакая адаптация художественного текста недопустима. Это, конечно, абсурд. Это все равно, что адаптировать брюки до шорт. Но это совершенно не исключает вашей правоты. Достоевский действительно, находясь в стесненных обстоятельствах, работал на листаж. Он диктовал свои книги, как мы знаем. Это не мешает романам быть гениальными, а в романе "Идиот", как мы видим по черновикам, Достоевский просто в растерянности – не знает, куда его поведет сюжетная линия. А в романе "Подросток" есть даже знаменитый случай, когда один и тот же герой носит разные имена в разных частях романа. Достоевский просто не успевает это выправить! Но я недавно принимал участие в инсценировке "Братьев Карамазовых", которую сделали в учебном театре МХАТ, и я видел, как Достоевский повторяет одни и те же фразы. Но это не просто погоня за гонораром, это еще и просто лихорадочное мышление вслух. В этом есть своя поэтика. Я упрощал текст, ни одного слова не вставляя от себя, я делал как раз то, о чем вы говорите, чтобы зритель лучше понимал, кто есть кто.

– У вас был профессиональный соблазн подсократить, отредактировать текст? Вы с ним, конечно, боролись как честный литературовед, но такой соблазн был?

– Такой соблазн был, безусловно. Но вся литература – это право на сложные высказывания. Этому соблазну надо всячески противостоять, иначе мы будем говорить "олбанским" языком и писать "виласипет" – так же проще писать, как слышим, так и пишем. Вся жизнь, которая нас окружает, толкает нас к высказываниям как можно более простым, однозначным, доходчивым – "нажми на кнопку, получишь результат". Но литература с самого начала не такова. Это страшный обман – делать вид, что она такая.

http://www.svobodane...e/24388412.html

#38 Wiktori

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 934 сообщений
  • LocationКалининград

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 06:00

ДВА ЕДИНСТВА
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!-
Славянский мир, сомкнись тесней...

"Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней...

Конец сентября 1870
Ф.И.Тютчев.

Вот в последних двух строчках и заключается вековечная Идея нашей России! О поисках которой все так много говорят в последнее время.

Зачем искать то, что уже испокон веков существует?


ПС. оракул - это Бисмарк

Сообщение отредактировал Wiktori: 12 Ноябрь 2011 - 06:18

"Не плыви по течению, не плыви против течения, плыви туда куда тебе надо." (с)


#39 Wiktori

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 934 сообщений
  • LocationКалининград

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 06:14

Просмотр сообщенияДостоевский (11 Ноябрь 2011 - 10:48 ) писал:

А не пора ли вспомнить что Достоевскому сегодня 190 лет?
"Бесов" советую перечитать.

По интернету давно гуляет отрывок из Достоевского "О славянах и России".

Я предлагаю перечитать полный текст:


ДОСТОЕВСКИЙ О СЛАВЯНАХ И О РОССИИ.

Изображение



Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать...

Изображение


Кстати, скажу одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. И давно мне хотелось сказать его. Теперь же именно заговорили вдруг у нас все о скорой возможности мира, то есть, стало быть, о скорой возможности хоть сколько-нибудь разрешить и славянский вопрос. Дадим же волю нашей фантазии и представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью.

Разумеется, трудно предречь, в какой именно форме, до последних подробностей, явится эта свобода славян хоть на первый раз, — то есть будет ли это какая-нибудь федерация между освобожденными мелкими племенами (NB. Федерации, кажется, еще очень, очень долго не будет) или явятся небольшие отдельные владения в виде маленьких государств, с призванными из разных владетельных домов государями?

Нельзя также представить: расширится ли наконец в границах своих Сербия или Австрия тому воспрепятствует, в каком объеме явится Болгария, что станется с Герцеговиной, Боснией, в какие отношения станут с новоосвобожденными славянскими народцами, например, румыны или греки даже, — константинопольские греки и те, другие, афинские греки? Будут ли, наконец, все эти земли и землицы вполне независимы или будут находиться под покровительством и надзором “европейского концерта держав”, в том числе и России (я думаю, сами эти народики все непременно выпросят себе европейский концерт, хоть вместе с Россией, но единственно в виде покровительства их от властолюбия России) — всё это невозможно решить заранее в точности, и я не берусь разрешать.


Но, однако, возможно и теперь — наверно знать две вещи: 1) что скоро или опять не скоро, а все славянские племена Балканского полуострова непременно в конце концов освободятся от ига турок и заживут новою, свободною и, может быть, независимою жизнью, и 2) ... Вот это-то второе, что наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось давно высказать.

Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!


Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, “имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени”.


Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии.

Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, — эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся, — признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это?

Да ни за что на свете не признают!

Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их.

Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.

У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров.


России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.

Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью.

Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море.


России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?

О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это она, что если живут славяне свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала всё она.

Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?



Ответ теперь труден и не может быть ясен.


Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить засчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч.
Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед.

Но да сохранит бог Россию от этих стремлений, и чем более она выкажет самого полного политического бескорыстия относительно славян, тем вернее достигнет объединения их около себя впоследствии, в веках, сто лет спустя.

Доставив, напротив, славянам, с самого начала, как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства и надзора над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство и политическое влияние свое на славян, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное.

Но выказав полнейшее бескорыстие, тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом, когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо.

О, конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что несомненно и в самом скором времени привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты.

Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет,

а пока,

и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли.

Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.

После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго.

Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь.

Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу?


Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания — вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.



Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим “интересам”, то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут.

А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое.

Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и “выгоднее” ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия...



Федор Михайлович Достоевский

Дневник Писателя


http://www.ruska-pra...3-06-57-38.html

Сообщение отредактировал Wiktori: 12 Ноябрь 2011 - 06:15

"Не плыви по течению, не плыви против течения, плыви туда куда тебе надо." (с)


#40 Не от мира сего III

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 894 сообщений

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 06:42

"Архискверный писатель"©/Ленин о Достоевском/
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

#41 vesta

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 720 сообщений
  • Locationг.Ростов-на-Дону

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 07:23

Никаких иллюзий по славянскому вопросу не испытываю. На ум только приходят строчки из Экклезиаста Соломона:

Что было, то и будет, и что творилось, то и творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чём-то: смотри, это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Не помнят о прежнем - так и о том, что будет,-
О нём не вспомнят те, кто будет позднее! :lol:

#42 vikru

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 818 сообщений
  • LocationСоединённые Штаты Америки

Отправлено 12 Ноябрь 2011 - 09:22

Федору Михайловичу дано было видеть в малом большое, и в большом малое. Провидец

Сообщение отредактировал vikru: 12 Ноябрь 2011 - 09:24

Русский, помоги русскому!

#43 Достоевский

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 824 сообщений

Отправлено 13 Ноябрь 2011 - 11:01

"Вопросы" достоевщины не совсем славянские. Эти вопросы касаются добра и зла.


Цитата

– Достоевский осознал и показал нам те глубины человеческой природы, которые мы до него увидеть не могли или не хотели, – немыслимую и неожиданную для гуманистического сознания бездну зла, в которую может погрузиться человек, если будет жить для себя, для торжества собственного эго – тогда позабывший о Боге ум человеческий «может дойти до удивительных результатов». «Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, – писал Достоевский, – ни в каком устройстве общества не избегнете зла». И вправду: как показывает наш опыт, «капитализм», «социализм», «демократия» – все это только слова, маскирующие одно и то же: лицемерие, торжество сильного над слабым, обогащение одних за счет других, несправедливость. Но если бы Достоевский показал только это – он не был бы гением и пророком. Но он показал и другое: человек в любой момент своей жизни способен возвратить себе свое первоначальное совершенство, осознав в себе образ Божий, через раскаяние и любовь обрести рай и в собственной душе, и в мироздании. «Жизнь есть рай, – говорит брат старца Зосимы Маркел, – и все мы в раю, да мы не хотим знать того».
– Но многие понимают Достоевского совсем не так. Я говорю сейчас даже не о «жестоком таланте», предшественнике Ницше, любимом авторе фрейдистов, психоаналитиков, экзистенциалистов. Я говорю о том, что ближе нашей стране и нашей истории: Достоевский как пропагандист «русской идеи», православного мессианизма, как один из символов некоей тоталитарной идеологии, которую якобы опять навязывают «сверху». Одна за другой выходят телеэкранизации… Не создается ли некоторый культ Достоевского, нет ли у вас впечатления, что Достоевский становится «государственным» писателем? Знаю, что недавно вам пришлось в одном из журналов отвечать на письмо молодого человека, обратившегося в редакцию с вопросом: «Можно, я не буду любить Достоевского?»…
– «Единодушная любовь» и широкая популярность всегда вызывают (особенно в нашей стране) отторжение: не буду, как все, это тоталитаризм. С другой стороны, спекуляций на имени Достоевского действительно много. Но надо слушать самого Достоевского. А он говорил о «русской идее» как о служении Европе и всему человечеству – служении, конечно, не рабском, а братском. Служении на пути восстановления подлинно христианских ценностей, возвращения к Богу людей, потерявших или забывших Его, обретения подлинного смысла человеческой жизни. Правда, прежде чем начать такое служение, нам надо еще много и долго «потрудиться на родной ниве», изживая тот «мрак», который Достоевский видел в русском народе гораздо яснее его обличителей.
А свой ответ тому юноше я начал с того, что, конечно, не любить Достоевского можно, ибо сам Достоевский всегда утверждал ценность только свободной любви, но не читать Достоевского можно, только если тебя совершенно не интересуют ни смысл собственного существования, ни судьба твоего народа, ни судьба человечества.
продолжение http://exlibris.ng.r..._stepanian.html

#44 Не от мира сего III

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 894 сообщений

Отправлено 13 Ноябрь 2011 - 03:42

Все просто, Достоевский глубоко верующий человек и гений одновременно, это и дает не искаженную картину мира.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

#45 vesta

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 720 сообщений
  • Locationг.Ростов-на-Дону

Отправлено 13 Ноябрь 2011 - 04:02

Достоевский - это лекарство для заблудших русских, нациков и славян-отщепенцев. Принимать малыми дозами и постоянно в течение жизни, для предотвращения осложнений. B)





Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных