Перейти к содержимому


Открываем Россию: Север. Заполярный класс


В теме одно сообщение

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 077 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 05 Октябрь 2013 - 07:20

Заполярный класс

Alex Cheban

Изображение
В конце августа в тундру прилетает вертолёт, долго ищет чум кочующих оленеводов и забирает оттуда детей в школу-интернат… в следующий раз ребёнок увидится с родителями только перед Новым годом. Это и есть самая распространённая модель школьного образования детей кочующих общин оленеводов.

Мы с вами отвозим детей в школу на машине, забираем после уроков… На севере у коренных народов школьное образование имеет совсем другие правила. Об этом моя статья сегодня, я расскажу о замечательных педагогах, с которыми познакомился в Нарьян-Маре, а также об опыте Якутии, который перенимает даже Канада и США.

Изображение

Знакомьтесь, Людмила Викторовна Пашкина, директор Муниципального Казённого Образовательного Учреждения «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат» им. А. П. Пырерки города Нарьян-Мар.

Изображение

Елена Васильевна Сметанина, социальный педагог школы:

Изображение

Удивительные люди… мы общались больше двух часов и только поздний вечер заставил прекратить беседу. Каждый материал из моей школьной серии по-своему необычный, но именно в этой школе так много особенностей не столько обучения и процесса, сколько психологии и отношений. Только настоящие профессионалы и фанаты своего дела могут с такой преданностью и энтузиазмом двигать жизнь вперёд. О самой школе я напишу подробнее в одном из следующих репортажей, сегодня же хочу рассказать о том, как организован процесс обучения детей, которые живут в кочевых оленеводческих хозяйствах.

Изображение


В школу прямо из чума…

В школе-интернате обучается 201 ребёнок в возрасте с 8 до 18 лет из населённых пунктов Ненецкого Автономного Округа, из них:

- дети, которые находятся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, когда родители лишены родительских прав, частично лишены и т.д.) – 111
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. родители которых по разным причинам не могут временно исполнять родительские обязательства – 3
- а также «домашние» дети из населённых пунктов, где нет школ. В данном учебном учреждении обучаются дети из 13 населённых пунктов округа, где нет учебных заведений, либо есть только начальная школа. Самый удалённый населённый пункт от этой школы – это Усть-Кара в 4х часах лета на вертолёте.

Коренное население Ненецкого Автономного Округа, которое работает в оленеводческих хозяйствах в тундре, ведёт кочевой образ жизни. В советское время были попытки создать стационарные оленеводческие «хозяйства-колхозы», однако это невозможно и неприменимо на практике. Жизнь оленеводов – это постоянное перемещение по тундре с одной стоянки на другую круглый год, на одном месте задерживаются не дольше, чем на 1-2 месяца, так как олени съедают ягель в пределах стоянки.

В НАО 42 тыс жителей и 180 тыс оленей, которые находятся на естественном выпасе на бескрайних просторах тундры. Этот традиционный образ жизни сложно представить нам, живущим в городе, но эти семьи так живут из поколения в поколение. Да, в чуме сейчас есть телевизор, спутниковая тарелка и прочие атрибуты технологического прогресса, но только сам образ жизни не меняется и не изменится в будущем. Оленей по другому не разводят.

В летнее время вся семья оленеводов проводит в тундре, включая женщин и детей. В конце августа-начале сентября детей собирают по тундре на вертолётах, а в декабре перед новым годом возвращают обратно в семьи. В зимнее время в тундре остаются только мужчины, женщины обычно зиму проводят в посёлке, куда их иногда забирают на вертолёте по пути в сентябре вместе с ребёнком…

Ребёнок младенчество проводит в чуме, уже в 4-5 лет дети ведут хозяйство практически наравне со взрослыми и тут, вдруг, наступает школьный возраст. К примеру, Каратайка – в этом регионе наибольший процент семей ведёт традиционный образ жизни, дети из которых учатся в этой школе в Нарьян-Маре. Для обучения в 1-4 классах в Каратайке есть начальная школа, а с 5 по 11 классы дети уже летят в школу-интернат сюда. А в некоторых населённых пунктах нет и начальной школы!

Самая серьёзная проблема – это возврат детей к традиционному образу жизни. За время нахождения в городе ребёнок теряет навыки, которые были приобретены в тундре. По статистике интерната до 80% детей все же возвращаются в тундру в свои посёлки либо в оленеводческие хозяйства. Это очень высокий и хороший показатель.

Елена Васильевна вспоминает девочку, которая хорошо училась, но после 9-го класса родители её не отпустили в школу и она осталась в тундре. Очень тонкая грань оценки такой ситуации. С позиции нас с вами, интернет-читателей, такой поступок родителей однозначно оценивается негативно, но есть другая сторона – традиции. Часто родители считают, что если ребёнок умеет считать и писать, они не отпускают детей. Вот тут и возникает конфликт, есть семейный кодекс и насильно ребёнка из семьи забрать никто не может. Но есть конституция, гарантирующая право ребёнка на образование. Часто именно Елена Васильевна беседами, уговорами, обещаниями взять под личную опеку забирает детей из семей!

Детей собирают из чумов по тундре, используя вертолёт Ми-8. В случае, если есть перелёты над морем – тогда Ми-8 МТВ.

22 места, если вертолёт обычный, если вахтовый (с бочкой в салоне), тогда мест 14-16.
Кроме двух пилотов в составе экипажа вылетает преподаватель школы, а также проводник из коренного населения, который знает маршруты оленеводов в Тундре. Основная проблема – это найти чум оленеводческой бригады, большинство из них не сообщают свои координаты и поиск проводится визуально. Часто это занимает по 2-3 часа…

Изображение

Изображение
Фотографии для этого репортажа предоставлены Людмилой Викторовной и Еленой Васильевной из личного архива.

Это зима, период, когда детей забирают в интернат после новогодних каникул из удалённых посёлков округа:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

«Бураны» ждут посадку вертолёта:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вещи на полгода нужно взять с собой… в вертолёте нет багажного отсека, все лежит в центральной части в салоне:
Изображение

Изображение

Изображение

Красиво же как!
Изображение


Опыт Якутии: что такое кочевые школы?

А можно ли пробовать создать систему школьного образования без отрыва от родителей-оленеводов. Оказывается, да! Дистанционное образование – это совместная инициатива родовых общин и Правительства Республики Саха (Якутия). Заключается она во внедрении «кочующего» учителя в родовую кочующую общину и создание кочевых школ. На законодательном уровне инициативы оформлены ещё в 2008м году. Сегодня в Республике Саха (Якутия) функционируют 13 кочевых школ в 11 улусах (районах) с контингентом учащихся 251 ребёнка. Кочевые школы находятся в составе родовых общин, в зимнее время они имеют приспособленное для занятий помещение по маршруту кочевья, а летом занятия проводят в чумах. В соответствии с законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» эти образовательные учреждения организованы по следующим базовым моделям: кочевая школа-сад (4), стационарно-кочевая школа (6), сезонная (летняя) кочевая школа (3). Особенностью организации образовательного процесса являются малая наполняемость классов, разновозрастной состав, вариативность учебного графика с учётом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод обучения, повышенная потребность использования дистанционных форм обучения.

Об этой программе мне рассказала представитель министерства образования в феврале, когда я был в Якутии во время традиционного ежегодного отчёта правительства перед населением республики. В каждый улус приезжают представители власти и отчитываются за проделанную работу. Интереснейшее мероприятие, когда есть прямой контакт между людьми и властью с диалогом, спорами, идеями, которые воплощаются в жизнь, а не остаются предвыборными обещаниями.

Проект дистанционного образования и создание кочевых школ при опорных школах (обычные интернаты в посёлках) – изначально это именно идея самих родовых общин и кочующих племён, ведь они заинтересованы в том, чтобы ребёнок проводил детство в семье и при этом имел возможность получить образование. Во всех опорных школах , даже самых отдалённых, есть спутниковый интернет. Как идея, которая находится в разработке, рассматривается возможность тренинга самих взрослых членов общины или родителей навыкам педагогики и возможности качественного обучения в кочевых условиях. А сейчас разработки якутских педагогов в этом направлении перенимаются коллегами из-за океана – из США и Канады.

Но вернёмся в Ненецкий Автономный Округ, вот так выглядят последние дни лета, когда детей забирают прямо из чумов оленеводов:
Изображение

Изображение

Слова-напутствие заплаканному совсем ещё малышу перед длительным расставанием:
Изображение

Изображение

Изображение

Кстати, мне сказали, что сани отлично ездят летом по мху, даже лучше чем зимой.
Изображение

Мальчику лет 5-6, он отлично управляется с кочевым хозяйством! А что умеют делать городские дети в 5-6 лет?!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
В одном из следующих репортажей я расскажу о том, как обустроен быт школьников, какие проблемы решают педагоги в общении с детьми. От сложных психологических до простых бытовых, к примеру, первоклассник, которого забрали из чума, ни разу не спал на кровати…

Источник

#2 Bagira

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 014 сообщений

Отправлено 20 Сентябрь 2015 - 01:00

Своя экзотика есть везде - на вертолете в школу летать я бы тоже не отказалась.
Дьявол кроется в деталях.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных